Квадракубик

Пояснительная записка
Наша современность – это время перемен. Сейчас России, как никогда, нужны люди,
способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Умственные
способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту
усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения
разнообразных задач. Формирование познавательных функций напрямую зависит от
развития мышления, воображения, памяти. С опорой на высказывание Л.С.Выгодского о
том, что «личность дошкольника представляет собой сплав аффекта и интеллекта» и на
основе результатов отслеживания творческих способностей наших воспитанников. У
которых наблюдается стереотип по использованию знаний, умений в самостоятельной
деятельности – возникла необходимость в создании дополнительной образовательной услуги
по развитию логического мышления, воображения, моторики. На основании этого
разработан план – программа дополнительной образовательной услуги «Квадракубик» по
познавательному – развивающему направлению.
Актуальность и целесообразность
Дополнительной услуги «Квадракубик» заключена в комплексном подборе заданий
и задач из разных образовательных направлений (познавательное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие)
в условиях реализации ФГОС ДО. Это делает занятия интегрированными. Например,
при освоении игры «Ступеньки». В разделе «Волшебные сказки» дети изображают
героев сказок А.С.Пушкина, русских народных сказок «Царевна – лягушка», «По
щучьему велению», зарисовывают, угадывают сказку по отрывку из произведения,
рассказывают сказку по памяти.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от других
программ.
Образовательная программа «Квадракубик» отличается от других программ тем,
что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что
является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую
роль в формировании детской личности. Поэтому использование развивающих и
творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность
педагога и детей.При развитии умственного и творческого мышления формируется
зрелая личность, способная творить и созидать.Таким образом, развитие умственных и
творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр
Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом
мире.
Цель программы: развитие у дошкольников творческих способностей и логического
мышления через использование развивающих игр.
Задачи:
• Формировать
мотивацию
обучения,
ориентированную
на
удовлетворение
познавательных интересов и радости творчества и взаимодействие различных
анализаторов.
• Знакомить детей с сенсорными эталонами, обучать способам их использования, учить
детей анализировать расчлененный образ, составлять по нему фигуру.
• Развивать мелкую моторику, зрительную сенсорику. Вариативное мышление, фантазию.
Творческие способности в процессе выполнения детьми предметно – практических
действий.
.
Воспитывать положительное эмоциональное отношение, личностные качества в период
освоения интеллектуальных игр. Содержание курса дополнительной образовательной услуги
«Квадракубик» основано на технологии развивающих игр Никитиных и рассчитано на детей
старшей и подготовительной групп.

Период обучения – 8 месяцев с октября по май согласно сетке занятий работы кружков.
Занятия проводятся 1 раза в неделю длительностью 30 минут в Количество занятий в
неделю -1, количество занятий в месяц -4, в январе – 3, в год -32.
Основные принципы работы:
•
•
•
•
•

выстраивание заданий в четкой последовательности(от простого к сложному);
подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с
возрастными возможностями детей;
эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и со
взрослым;
повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и
невербального общения ребёнка в игровой деятельности;
предоставление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в
зависимости от успехов ребенка.

Форма занятий - совместная игровая
детей.

познавательная деятельность взрослого и

Ожидаемые результаты
К концу года ребенок должен:
- научаться работать со схемами;
- называть и отличать признаки геометрических фигур;
-научаться сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку(цвету,
длине, форме и т.д);
- научаться работать с моделями, передавать в модельной конструкции реальное
сходство, обогащать словарь новыми терминами;
- ориентироваться в тетради
Организация образовательной деятельности:
Организация дополнительной образовательной услуги «Квадракубик» основана на
реализации Закона РФ «Об образовании» и Положения о платных дополнительных услугах в
образовательных учреждениях. Содержание услуги включает в себя технологию
развивающих игр, с оригинальностью построения занятий и нетрадиционным подходом
обучения. Для реализации плана – программы дополнительной образовательной услуги
«Квадракубик» разработаны методические рекомендации, конспекты конрольно-учетных
занятий, критерии и методика проведения диагностики и перечень литературы. Для
выполнения данной программы используются демонстрационный и раздаточный материалы,
кубики Никитина “Сложи узор”, блоки Дьенеша, графические задания,схемы для
составления изображений,тетради и карандаши.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания
дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы
«Квадракубик» – открытое занятие для родителей.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№

Тема занятия

1.

Знакомство с игрой
«Сложи узор»
«Дорожки и

Программное содержание
Октябрь - декабрь
Познакомить с новой игрой,
вызвать интерес к игре.
Упражнять в сопоставлении

Практические
действия
Рассматривание граней,
знакомство с
правилами действий с

Кол-во
часов
12 часов
1

квадраты»

2

3

«Пила»
«Фонарики»
«Елочка»
(игра «Сложи
узор»)
«Бабочка» «Лодка»
«Ддом»
(игра «Сложи
узор»)

образца с выполненным
изображением. Закреплять
цвета спектра, геометрические
фигуры.
Познакомить с тетрадкой,
клеткой. Упражнять в анализе
чертежа, в зарисовке узоров.

кубиками,
выкладывание узора по
образцу, обыгрывание
Обговаривание
образца, отсчитывание
кубиков, выкладывание
узора, зарисовка.

1

Познакомить с фигурой
«ромб». Показать
выкладывание в ромбе.
Упражнять в выкладывании
образца, меняя цвет.
Продолжать развивать
пространственное
воображение. Учить детей
самостоятельно анализировать
образец. Закрепить термин
«ромб»
Упражнять в ориентировке на
листе бумаги. Упражнять в
зарисовке образцов в ромбе.
Закрепить умение самоанализа.
Учить детей самостоятельно
выкладывать знакомые фигуры.
Ввести соревновательный
мотив: кто быстрее и
правильнее.
Упражнять в выкладывании
узора из
9 кубиков.
Упражнять в количественном
счете, приеме отсчитывания.
Закреплять знания цветов
Флага России.
Развивать навыки
конструирования,
воображение, умение
«членить» образец. Учить
сравнивать узор с образцом.
Учить составлять по
изображениям небольшой
связный рассказ.

Обговаривание
образца, выкладывание
узоров, их зарисовка в
тетрадях.

1

Самостоятельное
выкладывание узора,
зарисовка в тетради.

1

Анализ образца и
выложенного узора,
зарисовка в тетради.

1

Выкладывание
образцов по выбору и
желанию,
взаимопроверка.

1

Анализ образца (9
кубиков),
выкладывание узора,
зарисовка в тетради.

1

Отсчитывание кубиков,
анализ образца,
выкладывание ,
зарисовка, составление
небольшого рассказа
по модели.

1

4

«Конфета»
«Бантик»
(игра «Сложи
узор»)

5

«Паркет» «Крюк»
(игра «Сложи
узор»)

6

«Сложи, что
хочешь»
(игра «Сложи
узор»)

7

«Флаг» «Окно»
«Цветок»
(игра «Сложи
узор»)

8

«Елочка» «Гриб»
«Бабочка»
(игра «Сложи
узор»)

9

«Бокал»
«Чернильница»
(игра «Сложи
узор»)

Упражнять в составлении
трехцветных узоров.
Упражнять в ориентировке на
листе бумаги, в самоконтроле.
Объяснить понятие
«Чернильница»

Анализ образца,
определение цветов,
выкладывание,
изменение цвета,
зарисовка.

1

10

«Горка» «Ззигзаг»
(игра «Сложи

Закреплять умение составлять
узор по образцу. Учить

Анализ образца,
определение цветов,

1

узор»)

11

«Ослик» «Олень»
(игра «Сложи
узор»)

проводить взаимопроверку,
работать в парах. Воспитывать
уважительное отношение к
своему партнеру.
Развивать воображение, умение
видеть изображения животных
в образцах. Учить анализу.

12

«Давай
посоревнуемся»
(игра «Сложи
узор»)

Упражнять в составлении
узоров на время, используя
песочные часы и фишки
поощрения.

Контрольноучетное занятие
(с приглашением
родителей)
(игра «Сложи
узор»)

Уточнить знания и умения
работать со схемой. Закрепить
умение работать по словесной
инструкции педагога.
Воспитывать
самостоятельность.

выкладывание,
изменение цвета,
зарисовка.
Анализ образца,
определение цветов,
выкладывание,
изменение цвета,
зарисовка.
Выкладывание узоров
по образцам на время,
взаимопроверка,
помощь товарища.

1

1

Анализ образцов,
выкладывание,
обыгрывание.

Январь – май
1314

Знакомство с игрой
«Сложи квадрат»

Привлечь внимание к новой
игре. Развивать
пространственное
воображение, ориентировку на
листе бумаги. Закрепить знания
геометрических фигур:
квадрата, треугольника, ромба,
прямоугольника.,
четырехугольника.

Рассматривание
квадратов, сравнение
их друг с другом.
Зарисовка в тетради,
раскладывание на
мелкие фигуры, сборка
по зарисовке.

15

Освоение
комплекта
«Ступеньки»
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)

Познакомить с новой игрой,
привлечь внимание, интерес к
игре. Упражнять в группировке
палочек по цвету и размеру,
составление сериац.ряда

Раскладывание палочек
по цвету, размеру,
сравнение по размеру
способом приложения.
Сооружение из палочек
лесенок. Обыгрывание
мелкими игрушками.

«Цветик –
семицветик»
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)
Домик в деревне»,
«Зайчик»
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)

Упражнять в различении и
назывании цвета палочек.
Познакомить с образцом, учить
сравнивать образец с узором.

Выкладывание узора
по образцу, анализ,
взаимопроверка.

Продолжать развивать
пространственное
воображение. Упражнять в
анализе образца,
количественном счете.
Воспитывать

Обговаривание
образца, отсчитывание
палочек,
самостоятельное
выкладывание
изображения по

16

17

2

1

1

1

18

19

20

21

22

23

24

25

«Котенок»
«Яблоко»
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)

«Верблюд»
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)
«Птичий двор»
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)

«Аквариум»
(рыбы)
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)

«Аквариум»
(земноводные)
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)
«Сказочный город»
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)
«Транспорт»
(игра «Счетные
палочки
Кьезенера»)

«Рекордсмены»
(игра «Счетные
палочки

самостоятельность.
Упражнять в подборе палочек
по цвету. Развивать
пространственное
воображение. Учить
анализировать образец с
изображением. Закрепление
лексических тем «Домашние
животные», «Фрукты»
Упражнять в составлении
изображения по образцу.
Упражнять в самостоятельном
анализе, отсчитывании
палочек. Развивать
наблюдательность, внимание.
Упражнять детей в работе со
схемой. Закрепить умение
составлять рассказ по
сюжетной картинке.
Развивать внимание. Интерес к
развивающим играм.
Упражнять в анализе образца,
умении работать со схемой.
Продолжать развивать
пространственное
воображение. Развивать
наблюдательность, логическое
мышление. Обогащать словарь
по теме «Рыбы».
Учить видеть в образце
знакомые изображения
земноводных и рыб. Упражнять
в работе с образцом. Развивать
самостоятельность, внимание,
наблюдательность.
Упражнять в работе в парах.
Учить детей самостоятельно
анализировать образец.
Закреплять счет до 10.
Развивать умение
договариваться.
Упражнять в анализе образца,
умении работать со схемой.
Продолжать развивать
пространственное
воображение. Развивать
наблюдательность, логическое
мышление. Обогащать словарь
по теме «Транспорт».
Упражнять в составлении
изображений на время,
используя песочные часы и

образцу.
Обговаривание
образца, отсчитывание
палочек,
самостоятельное
выкладывание
изображения по
образцу. Работа в
парах.
Анализ образца,
отсчитывание палочек,
выкладывание на
время.
Анализ образца,
отсчитывание палочек,
выкладывание
изображения цыпленка,
курицы. Составление
рассказа по сюжетной
картинке.
Анализ образца,
отсчитывание палочек,
самостоятельный
выбор образца рыб,
самостоятельная работа
по выкладыванию
изображений рыб.
Анализ образца,
отсчитывание палочек,
выкладывание на
время.
Анализ и выбор
образца. Распределение
между собой (в паре)
функций,
взаимоконтроль,
помощь друг другу.
Анализ образца,
отсчитывание палочек,
самостоятельный
выбор образца
транспорта,
самостоятельная
работа.
Выкладывание
изображений по
образцам на время,

1

1

1

1

1

1

1

1

26

27

28

29

30

31

32

Кьезенера»)

фишки поощрения.

«Буквы» (игра
«Сложи узор»)

Упражнять в составлении букв
и зарисовки.Развивать силу
нажима, мелкую моторику
пальцев рук, мускулатуру рук.
Закреплять знания
геометрических фигур.

«Мое имя»(игра
«Сложи узор»)

Упражнять выкладывать свое
имя и зарисовывать. Развивать
глазомер.
Развивать умение
ориентироваться на листе
бумаги.
Упражнять выкладывать
цифры и зарисовывать.
Развивать силу нажима,
мелкую моторику пальцев рук,
мускулатуру рук.
Вызвать у детей желание к
творческой работе.

«Цифры»(игра
«Сложи узор»)

«Шахматная доска»
«Домик»
(игра «Сложи
узор»)
«Звездочка»,
«Краб»
(игра «Сложи
узор»)
«Крест», «Радуга»,
«Окно»
(игра «Сложи
узор»)
Контрольноучетное занятие
«Путешествие по
морю»
(с родителями)

Упражнять в выкладывании
узора из 16 кубиков.
Воспитывать бережное
отношение к играм.
Упражнять в выкладывании
узора из 16 кубиков. Развивать
пространственное
воображение. Воспитывать
бережное отношение к играм.
Упражнять в выкладывании
узора из 16 кубиков. Учить
выкладывать узор, меняя цвет.
Воспитывать интерес к
развивающим играм.
Закрепить умение выкладывать
узоры по маленьким образцам.
Упражнять в собирании узоров
на время.
Развивать желание доставить
родителям радость.

взаимопроверка,
помощь товарища.
Рассматривание рамок
и вкладышей,
узнавание
геометрических форм.
Обводка фигур по
контуру. Д/игра
«Портной», «Кто
больше обведет?»
Обводка рамок, вторая
обводка на 1-2 мм
около обведенной
фигуры.
Обводка рамок,
вкладышей,
объединение их в
орнамент.

Выкладывание по
нерасчлененному
образцу, зарисовка в
тетради, самоанализ.
Выкладывание по
нерасчлененному
образцу, зарисовка в
тетради, самоанализ.
Выкладывание по
нерасчлененному
образцу, зарисовка в
тетради, самоанализ.
Выкладывание узоров
из палочек (игра
«Счетные палочки
Кьезенера»), кубиков
(игра «Сложи узор»).
Обводка рамоки
вкладышей.

Итог: 32 занятия
Методическое обеспечение и рекомендации дополнительной
образовательной программы.

1

1

1

1

1

1

1

Всестороннее развитие дошкольника осуществляется на основе игровой
деятельности. В процессе этой деятельности у ребенка формируется воображение и
символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками,
постигаются нравственные ценности. Благодаря использованию дидактических и
развивающих игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и
привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития
интеллектуально – творческого потенциала ребенка. Диапазон творческих заданий
образовательного материала плана – программы дополнительной услуги «Квадракубик»
необычайно широк по сложности от решения простой головоломки до научного
открытия и создания нового. Вот здесь то и требуются от детей особые качества ума.
Такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать.
Находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
Для реализации плана – программы дополнительной образовательной услуги
«Квадракубик» разработан алгоритм проведения занятий с использованием
развивающих игр:
1. Занятия строятся в игровой форме и являются системой дидактических игр, в
процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют
существенные признаки и отношения, соревнуются.
2. Развивающая игра осваивается детьми в течение одного-двух месяцев.
3. Игры объединяются по сложности и варьируются в зависимости от способностей
детей. Игры представляют собой набор проблемных ситуаций, которые ребенок
должен решить с помощью кубиков, палочек, рамок, вкладышей.
4. Игровые задания даются ребенку в виде модели, чертежа, схемы, устной
конструкции. В ходе их выполнения дети знакомятся с разными способами
передачи информации.
5. После освоения очередного этапа игры идет зарисовка полученного результата,
что способствует развитию мелкой моторики руки, ориентировке на листе
бумаги и подготовке к письму.
6. В ходе игр осуществляется тесное взаимодействие взрослого и ребенка и детей
между собой. Дети играют, не замечая обучения, и вся система организации
занятий воспринимается ими как естественное продолжение игровой
деятельности.
В плане – программе дополнительной образовательной услуги «Квадракубик»
четко обозначены этапы усвоения игр детьми. Начиная с самых первых занятий
необходимо предлагать детям задания, допускающие различные варианты решения.
Например, выбирая лишнюю фигуру из предложенных геометрических тел (куб, шар,
цилиндр, конус, круг), ребенок назовет шар, потому что все остальные фигуры не
катятся. В данном случае предложенный вариант верный, потому что куб, цилиндр и
конус не катятся, и не верный, потому что лишний здесь круг. В процессе обсуждения
дети и педагог вместе находят правильное решение. Такой подход раскрепощает детей,
снимает у них страх перед ошибкой и боязнь неверного ответа. Поэтому необходимым
условием обучения детей является атмосфера доброжелательности и создания для
каждого ребенка ситуации успеха. Все игры должны быть собраны в интеллектуальном
центре, который периодически пополняется новыми играми. Педагог, заинтересованный
в интенсивном и всестороннем развитии детей может самостоятельно разнообразить и
обогатить содержание любой игры. Содержание представленных в технологии игр
раскрывается с помощью системы постоянно усложняющихся развивающих вопросов и
игровых заданий, дающих возможность ребенку и педагогу проявлять свой творческий
потенциал.

Литература:

1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ – Воронеж, 2010г.
2. Никитин Б.Н. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - М. Просвещение,
1991 г.
3. Проект «Сад исполнения желаний» Жукова Т.В., Зайцева Г.В. — //Справочник
старшего воспитателя №7, 2010 г.
4. Группа ДОУ глазами современных дошкольников. Комарова О.В., Аделева Р.Н.,
Вятская Н.В. — //Справочник старшего воспитателя №8, 2010 г.
5. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования Данюкова А.И.,
Выборнова В.Н. // Справочник старшего воспитателя №10, 2010 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».