занимательная математика (1)

Направленность: социально-педагогическая
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной
системы, так как именно здесь закладываются основы личности,
определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала
ребенка, необходимо создать условий для развития функционально
грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные
задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей
жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать
субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал,
поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в
значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу,
сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Программа дополнительного образования разработана на
программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки».

основе

Актуальность и целесообразность
Созданием данной образовательной послужил социальный запрос
родителей будущих первоклассников. Интеллектуальная готовность
ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью)
является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Актуальность заключается и в том, что развивающие математические и
логические игры оказывают психологическое воздействие, развивают
основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и
нравственные качества личности, а также формируют начальные формы
самооценки,
самоконтроля,
организованности,
межличностных
отношений среди сверстников.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от других
программ.
Образовательная программа «Занимательная математика» отличается от
других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования
потребности ребенка в познании, что является необходимым условием
полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в
формировании детской личности.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и
психофизиологического
здоровья
детей,
традиционных
и
нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на
интеллектуальное развитие и не используемых в основных

образовательных программах, также считаем отличительной чертой
данной образовательной программы.
Отличительная особенность проведения занятий в том, что детям
предлагается самим сформулировать учебную задачу.
Цель программы: Развитие познавательных способностей детей,
интеллекта, творчества в решении поставленных задач.
Задачи:
• развитие математических представлений о числах и цифрах в
пределах 20;
• знакомство с математическими знаками;
• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
• знакомство со временем, часами;
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование
геометрических форм)
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей
в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы –
семь с половиной месяцев (период с октября по середину мая) – всего 28
занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю, в месяц – от 3 до 5;
длительность – 30 минут.
Основные принципы работы:
• совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через
игры-задачи к учебно - познавательной деятельности;
• постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
• повышение умственной активности ребёнка, формирование
вербального и невербального общения ребёнка в игровой
деятельности;
• единство обучающих и воспитательных воздействий.
Форма занятий - совместная игровая
взрослого и детей.

познавательная деятельность

Ожидаемые результаты
К концу года ребенок должен:
- различать и называть цифры и другие математические знаки (сложениявычитания, знаки больше-меньше, равно);
- составлять числа из 2-х меньших; сравнивать количество предметов;
- определять время с точностью до получаса;
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради

Организация образовательной деятельности:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре
развиваются творческие способности личности.
При реализации данной образовательной программы применяются
словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы
взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа,
подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные
упражнения, графические, игры на развитие внимания, памяти);
используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука
(наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф;
индивидуальные разрезные наборы цифр; предметные картинки для
составления предложений и задач; етради в клетку; мнемотаблицы;
рабочие листы- прописи букв, цифр).
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми
содержания дополнительной образовательной программы с помощью
игровых заданий.
Форма подведения
реализации
дополнительной
итогов по
образовательной программы «Занимательная математика» – открытое
занятие для родителей.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы
№
занятия
1

2

3

4

5

6

Содержание занятия
Числа и цифры от 1 до10, математическая
загадка ,знаки больше, меньше, работа со
счетными палочками, геометрические
фигуры ( круг, квадрат)
Знаки равно, неравно, плюс, минус,
математические задачи, величина,
ориентировка на листе.
Счет по образцу и названному числу,
независимость числа от пространственного
расположения предметов, геометрические
фигуры, ориентировка во времени.
Знаки больше, меньше, равно, неравно,
соотнесение количества предметов с
цифрой, состав числа 6 из двух меньших,
логическая задача, геометрические фигуры.
Соотнесение количества предметов с
цифрой, математическая загадка,
ориентировка во времени.
Установление соответствия между
количеством предметов и цифрой, дни
недели, логическая задача, ориентировка в
пространстве.

теоретическая практическая
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7

8

9
10

11

12

13

14

15
16

17

18

19
20

21

22
23

24

Порядковый счёт, счёт по названному
числу, логическая задача, состав числа из
двух меньших, геометрические фигуры.
Арифметические задачи, величина,
ориентировка в пространстве, решение
примеров.
Цифры от 1 до 10,число 11, логическая
задача, ориентировка во времени
Независимость числа от пространственного
расположения предметов, математическая
загадка. отношение между числами, состав
числа из двух меньших, геометрические
фигуры.
Число 12, ориентировка во времени,
логическая задача на установление
закономерностей, геометрические фигуры.
Отношение между числами, математическая
задача, величина, состав числа из двух
меньших, логическая задача, ориентировка
во времени.
Число13, математическая задача, решение
примеров, логическая задача на
установление закономерностей,
геометрические фигуры.
Решение примеров, знаки плюс, минус,
величина, логическая задача,
геометрические фигуры.
Число 14, дни недели, логическая задача.
Счёт по образцу и названному числу,
арифметическая задача, состав числа 9 из
двух меньших, геометрические фигуры.
Число 15, соотнесение количества
предметов с цифрой, геометрические
фигуры.
Числа о т 1 до 15, решение примеров,
логическая задача на анализ и синтез,
геометрические фигуры.
Число 16, величина. ориентировка во
времени, логическая задача.
Математическая загадка, знаки плюс, минус,
состав числа 9 из двух меньших,
геометрические фигуры.
Число 17,решение примеров, счёт по
образцу и названному числу, логическая
задача, ориентировка во времени.
Число 17, ориентировка в пространстве,
логическая задача, геометрические фигуры.
Число 18, состав числа 8 из двух меньших,
счёт по названному числу, логическая
задача, геометрические фигуры.
Число 18, решение примеров, ориентировка
во времени, ориентировка в пространстве.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

25
26
27
28

Число 19, состав числа 10 из двух меньших,
величина, логическая задача.
Число19, геометрические фигуры, величина,
логическая задача.
Число 20,решение примеров, задачи,
логические задачи.
Решение арифметической задачи, решение
примеров, величина, логическая задача,
ориентировка на листе бумаги, работа в
тетради в клетку.
Всего

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

14

14

Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения –
игровые. В данной дополнительной образовательной программе
используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
На каждом занятии используются печатные листы для самостоятельной и
совместной деятельности воспитанников, что развивает мелкую
моторику. Для иллюстрации содержания занятия необходимы
математические таблицы с цифрами, знаками, геометрическими
фигурами, раздаточный материал, карандаши, листы в клетку.
Литература:
1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников.
М., 1990
2. Тихомирова Л.Ф , Басов А.В.. Развитие логического мышления детей.
Ярославль «Академия развития», 1996
3. Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск,
1994
4. СтолярА.А . Давайте поиграем. М., 1991
5. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992
6. Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». ТЦ Сфера, 2006


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».