Дополнительная общеобразовательная программа "СкороЧтение", познавательно-речевая направленность

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МАДОУ «Детский сад № 92»

На заседании педагогического
совета МАДОУ «Детский сад № 92»
протокол № __от __________2025г.

_____________ / Л.В. Добровольская/

Программа дополнительного образования
«Скорочтение»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации 2 года. Уровень: БАЗОВЫЙ
Направленность: социально-педагогическая
Руководитель Денисова Т. Л., старший воспитатель

Автор-составитель
Р. Каримова
Уровень: БАЗОВЫЙ

Березники, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Методическое обеспечение и условие реализации программы
Планируемые результаты освоения обучающимися содержания программы
Порядок и содержание проведения промежуточной аттестации обучающихся
Содержание программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «СкороЧтение» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
на основе авторской методики по скорочтению Р.Каримовой и рассчитана на детей 4-7
лет.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий
для учащихся. Курс рассчитан на 2 занятия в неделю: всего - 64 занятия
Программа курса «СкороЧтение» реализовывается в рамках дополнительной
образовательной деятельности в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих
странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России
развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли время и
желание читать. При обучении чтению у детей нередко возникает масса трудностей. Не
для кого ни секрет, для того чтобы достичь каких либо результатов надо много и
плодотворно работать над всесторонним совершенствованием, развитием внимания,
памяти и мышления. Также не маловажную роль играет периферическое зрение и
концентрация зрительного внимания. Развивающие упражнения над синхронным
функционированием левого и правого полушария головного мозга. Практика показала,
что ребятам очень нравится хоровое считывание текста, что, несомненно, приводит к
положительной динамике. Совместное прочтение позволяет, концентрироваться на тексте
и следить за прочитанным, что также развивает внимание и усидчивость.
Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чтения:
- артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые
участвуют в процессе чтения)
- регрессии (возвратное движение глаз при чтении)
- «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения). Ученик, который читает
медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением,
видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.
- слабое внимание
- отсутствие плана при чтении
Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать текстовые объѐмы информации.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется
оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь,
зависит умственная работоспособность обучающего. Поэтому навык скоростного чтения
должен быть сформирован еще в дошкольном возрасте.
Новизна представленной программы заключается в том, что дошкольники имеют
возможность в полной мере получить знания не только по обучению чтению, но и
улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения

разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения,
синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия
прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее
плыть в море современной печатной продукции.
Цели реализации программы:
создание условий для эффективного обучения чтению (скорочтения)
Задачи:
1.Формировать познавательные и творческие процессы, их взаимосвязь друг с другом.
2. Формировать навыки чтения.
3.Способствовать
возникновению
самосовершенствовании.

необходимости

в

нравственном

4. Осмысливать и осознавать суть прочтенного материала.
5. Повышать эффективность, успешность и уверенность в себе.
6. Совершенствовать:
- мышление: абстрактное, логическое, наглядно - образное, словесно - логическое,
практическое, теоретическое, реалистическое;
- воображение: активное, пассивное, созидательное;
- внимание: произвольное, непроизвольное,
- память: произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную,
долговременную, оперативную, промежуточную;
- мотивацию к познанию окружающего мира.
Принципы и подходы к формированию программы.
Отличительной особенностью программы является системно–деятельностный подход к
познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий и упражнений
через развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
В основу работы положены следующие принципы:
- принцип деятельностного подхода - предусматривающий решение образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей;
– принцип природосообразности- (учитывается возраст обучающегося, уровень его
интеллектуального развития, предполагающий выполнение заданий различной степени
сложности);

– принцип проблемности– ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их в
процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – гибкое применение развивающих упражнений подбирается в
зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого
воспитанника;
– принцип психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной
обстановки, веры ребенка в собственные силы;
– принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– принцип индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего
содержания;
- принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, со спецификой образовательных
областей;
Один из самых главных принципов обучения скорочтению — постоянно держать ребенка
на грани его возможностей.
Методическое обеспечение и условие реализации программы
Формы работы:
Беседа;

Методы:

Средства:
Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы. Тексты для чтения с использованием
мнемокартинок, тексты для хорового чтения. Учебные пособия для детей, рабочие тетради
с корректурными пробами, контурными рисунками для синхронного развития левого и
правого полушария головного мозга. Упражнения для всех видов памяти, мышления и
воображения.
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми являются подгрупповые занятия (состав группы до 8
детей),
продолжительность:
Старшая группа 5-6 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю по 60 мин (2 занятия по 25мин
с перерывом)
Подготовительная к школе группа 6-7 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю по 60 мин (2
занятия по 30 мин с перерывом).
Уникальность курса:

- переключение детского внимания 3-5 минут
- 16 направлений (заданий) на каждом уроке
- включение в работу правого и левого полушария головного мозга
В занятия включены упражнения нейрогимнаятики, которые позволяют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно - смысловые части.
Значимость разработки и реализации программы, характеристики особенностей
развития детей 5 -7 лет.
Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом
развития человеческого потенциала нации. Поэтому перед педагогами стоит
первостепенная задача – научить детей дошкольного возраста 5-7 лет сознательно,
выразительно читать. Воспитывать любовь к чтению, к книге. И эта задача чрезвычайно
актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии
человека. Именно чтение формирует и обеспечивает идейное и нравственное воспитание
детей. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и
умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий
обучающий характер. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная
работа над совершенствованием навыков чтения через развитие высших психических
процессов.
Планируемый результат. Диагностика. Результативность.
- Умение использовать технику запоминания при работе с учебным материалом;
- Более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- Положительная самооценка за счѐт повышения успешности деятельности;
- Мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей.
- Читать доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
- Увеличить скорость чтения в 2 и более раз;
- Увеличить скорость и качество запоминания текстов;
- Отвечать на вопросы, понимать и пересказывать прочитанное.
Диагностика. Обследование техники чтения.
1. При проверке состояния навыка чтения у детей следует учитывать все его параметры
(способ, правильность, беглость, осознанность).
2. Сначала обследуется техника чтения, затем понимание прочитанного.
3. Чтение проверяется индивидуально.
4. По ходу чтения не следует делать никаких исправлений и замечаний.
5. Проверку состояния навыка чтения целесообразно начинать с предъявления короткого
связного текста. В случае затруднений предлагаются предложения, отдельные слова,

слоги различной структуры. Контроль техники чтения проводится каждый. На
протяжении всего курса обучения заполняется индивидуальная карта воспитанника, в
которой прослеживается динамика техники чтения.
Результативность.
В результате освоения данной программы отмечается значительная динамика развития
воспитанников. Деятельность связанная с овладением навыков чтения, содействует
успешному развитию учащихся, их аналитико – синтетической деятельности, речевой
культуры, памяти, внимания, мышления, творческого воображения, а так же общих
способностей и интересов. Результаты ребѐнка фиксируются в индивидуальных картах
обучающихся.
Содержание программы
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению,
улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети
читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к
отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и
слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя до 100 слов
и 100 рисунков.
Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа.
Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители
знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения,
чтобы помощь была эффективнее.
Каждое занятие состоит из 16 тренинговых упражнений
Упражнения на внимание
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких
особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или
указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие
какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также
очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму.
Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут
повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые
числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться
бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо
найти цифры от 1 до 99
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного
размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить
данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для
быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина,

высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для
правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но
проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1
черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить
следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику
необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного
видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это
таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном
порядке. Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до
глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то
требуемое расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры
от 1 до 25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его
исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что
пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо
тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах.
Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на
ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше,
чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он
выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей
пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда
увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым
расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и
продолжать
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий
мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то
правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за
правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные
левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том,
что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние

сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного
эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на
одновременную работу обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него.
Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот
уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений. Метод кинезиологической
коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения,
пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость,
повышает способность к произвольному контролю.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить
ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
Чтение со шторкой (карточкой)
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью «шторки», ведя над
читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик
вслух или про себя. «Шторку» он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно
ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше
побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься
чѐтко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями пальцев:
играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками
пальцев левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков,
для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного
настроения.
Комплексная подготовка будущих первоклассников на занятиях скорочтения и развития
интеллекта - это обучение чтению и счѐту по инновационным методикам с гарантией
результата!
В программу входит :

— правильное, уверенное чтение с удовольствием;
— развитие всех блоков памяти: зрительной, слуховой, наглядно-образной, моторной;
— подготовка руки к письму;
— тренировка мышления, логики, концентрации внимания;
— обучение счету;
— развитие речи и артикуляционного аппарата;
— формирование у ребенка позитивного отношения к учебе и познанию;
— создание прочного фундамента для дальнейшего обучения!
Программа не только развивает интеллектуальные способности ребенка, она дает
возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок
попадает в новую, незнакомую для него среду, где он должен научиться общаться со
сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания.
Кроме того, ребенок получает знания, которые необходимы для успешного прохождения
тестов, определяющих уровень готовности ребенка к школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет, 6-7 лет.
Учебное пособие для детей 4-5 лет, 6-7 лет.
Пособие для руководителя – Программа урока для 4-5 лет, 6-7 лет
Журнал для регистрации учеников (индивидуальные карты развития)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. М.А. Ильин «Учимся читать быстро» – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
2. О.И. Крупенчук «77 упражнений для увеличения скорости чтения» – СПб.:
Издательский Дом «Литера» 2012.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Тетрадь с заданиями
для развития детей», «Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления».
4. https://multiurok.ru/blog/skorochtieniie.html
5.https://infourok.ru/vistuplenie-na-sekcionnom-zasedanii-dlya-specialistovavgustovskayapedagogicheskaya-konferenciya-tema-psihologopedagogicheskoe--461259.html
6.http://scanpoetry.ru/poetry/10007
7. http://www.eti-deti.ru/det-test/347.html
8.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/11/24/sbornik-didakticheskikh-igr-popodgotovke-kobucheniyu-gramote


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».