ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

19.04.2023

По мнению Е.В. Ермаковой, специальными принципами проектирования процесса формирования языковой личности в системе дошкольного образования являются лингвориторический, социокультурно-перспективный, артистически-игровой, акциональный, мнемонический. Функциональной конкретизацией генеральной цели образовательного процесса, приоритетной в системе педагогических целей, является готовность дошкольника к воспитанию, обучению и развитию, которая проявляется в активном и творческом реагировании ребенка на воспитывающие и обучающие воздействия, обеспечивающем стойкий развивающий эффект в базисных подструктурах языковой личности.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии с образовательным стандартом  дошкольного образования речевое развитие детей дошкольного возраста включает:

·         овладение речью как средством общения и культуры;

·         обогащение активного словаря;

·         развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·         развитие речевого творчества;

·         развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

·         знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования языковой компетенции детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребёнка, осознания себя и окружающего мира с использованием игровых методов и приемов.

Метод обучения  - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
 Прием – часть метода, его конкретный элемент.

 Методы обучения необходимы, потому что:

      не один метод обучения, находящийся отдельно не может обеспечить результатов в полной мере;

       хороших результатов в обучении можно достичь при использовании целого ряда методов;

       наибольшего эффекта можно достигнуть используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.

Формировать у детей старшего дошкольного возраста языковую компетентность  помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Основные задачи - научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.
Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения.
Далее представлены дидактические  игры, которые направлены на развитие устной речи дошкольника (см. приложение)
У детей 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается:Хочу такой сайт

·        значительный запас слов;

·        продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком);

·        особое внимание уделяется качественной стороне речи;

·        увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в  зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с  прилагательными, словообразование).

 Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

 В наше время информационно-коммуникативных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое речевое творчество – не всегда. Свой личный опыт впечатлений, ощущений описывают  в 2 – 3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи, формирование языковой компетенции.

Работа по формированию языковой компетенции у детей старшего дошкольного возраста  имеет следующие цели:

·        разностороннее развитие ребенка;

·        развитие у детей  связной речи;

·        развитие у детей  фонематического слуха;

·        развитие у детей творческого мышления;

·        развитие координаций движений и мелкой моторики рук;

·         укрепление мышц двигательного аппарата и т. д.

В 6 лет продолжается работа с детьми по формированию языковой компетенции. Необходимо не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формой речи.  И от того, как у ребенка развита речь и ее компоненты (языковая компетентность), зависит успешность его адаптации, вхождение в режим  школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.05.2023

Дата обновления: 25.05.2023

Дата публикации: 19.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».