1
Содержание
1.Паспорт дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы «Пластилинография»
1.1Характеристика дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы «пластилинография»
2.Направленность программы.
2.1.Актуальность программы
2.2. Цель, задачи ,принципы реализации программы.
2.3.возрастные особенности детей 5-6 лет
2.4.Характеристика особенностей художественно-эстетического
развития детей старшего дошкольного возраста.
2.5. Обьем знаний (неделя/ месяц).
2.6. Содержание программы
2.7.Методы и средства
2.8. Планируемый результат освоения программ.
3. Организационно - педагогические условия.
3.1. учебный план
3.2.Календарный учебный график.
3.3. Расписание занятий.
3.4. Тематические планы.
4. Комплекс упражнений и тестов для определения уровня умений
5. методический материал.
5.1 обеспечение образовательной деятельности учебными и учебнометодическими изделиями.
6. материально – техническое обеспечение .
Приложения
2
детей.
1. Паспорт
дополнительной
общеобразовательной программы -
дополнительной общеразвивающей программы «Пластилинография»
Наименование программы
Образовательная программа «Пластилинография
Волшебный пластилин » (программа дополнительного
кружка для детей 5-6 лет).
Руководитель программы
Воспитатель Бурмакина Екатерина Сергеевна
Организация-исполнитель
МДОУ «Детский сад №92 г. Березники»
Адрес организации
г. Березники ул. Прикамская 1
Исполнителя
Цель программы
Создание условий для творческого развития
воспитанников, их самореализации и социальной
адаптации средствами рисунка пластилином.
Направленность программы
художественно-эстетическое развитие.
.
Срок реализации программы 1 год.
Вид программы
адаптированная
Уровень реализации
дошкольное образование
программы
Система реализации контроля Координацию деятельности по реализации программы
за исполнением программы
осуществляет администрация образовательного
учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический
коллектив.
3
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного
искусства пейзажем, посредством пластилинографии.
Анализировать форму предмета, объяснять связь между
пластической формой и способом лепки;
совершенствовать технику рельефной лепки
(придавливать примазывать, разглаживать границы
соединений частей), через пластилинографию.
Закреплять правила безопасной работы с разными
материалами, ручными инструментами.
Развивающие:
Продолжать развивать пространственные представления
и композиционные навыки. Развивать образное
мышление, умение создавать образ, с опорой на
жизненный опыт , при создании лепных картин
использовать узоры из декоративно- прикладного
искусства (гжель, городец..).интерес к
экспериментированию в работе : включать в оформление
бросовый материал для создания необычной
поверхности в изображаемом объекте. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Воспитательные: Воспитывать интерес к работе
пластилином на горизонтальной поверхности.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с
пластилином.
Воспитывать желание доставить радость окружающим
своей работой. Воспитывать желание помочь другу,
сопереживание.
Ожидаемые конечные
результаты программы
Знать:
-основные приемы лепки, виды пластилинографии;
- сочетание цвета, композиционное построение.
Уметь:
- передавать простейший образ предметов,
явлений окружающего мира посредством
пластилинографии;
- принимать задачу, слушать и слышать речь
воспитателя действовать по образцу, а затем по
словесному указанию.
- работать на заданном пространстве, будут свободно
пользоваться инструментами и материалами,
4
необходимыми для работы с пластилином;
Иметь опыт:
В работе пластилином на горизонтальной поверхности.
Аккуратного обращения с пластилином. Доставить
радость окружающим своей работой ,желание помочь
друг другу.
Формы проведения итогов
реализации программы
Фотоотчеты;
Дни открытых дверей;
Выставки;
Мастер- классы;
Совместная деятельность детей и родителей.
Г.Н. Давыдова
«Пластилинография-2»
Издательство «Скрипторий», год 2008
Методическое обеспечение
Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Детский
программы
Издательство «Скрипторий», год 2011
дизайн»
«Веселый пластилин»
№2,№4,издательство «Фламинго»,год2014
Возраст:
Программа предназначена
для детей, 5-6 лет при
отсутствии у них противопоказаний по состоянию
здоровья.
5
Форма организации
Работа по подгруппам ,10-12 человек в подгруппе
режим занятий
1 занятие в неделю, по 25 минут
2. Характеристика дополнительной общеобразовательной
программы - дополнительной общеразвивающей программы
«Пластилинография».
2.1. Направленность программы.
Программа реализуется посредством кружковой работы и направлена
на:
- создание эффективной системы выявления и развития способностей,
заложенных в ребенке;
- на формирование и раскрытие творческого потенциала каждого
ребенка и его самореализации в творческой деятельности;
- удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их
интересами и запросами родителей (их законных представителей);
- развитие
индивидуальных
способностей,
креативности,
самостоятельности, творческого совершенствования детей дошкольного
возраста.
2.2.Актуальность программы
Актуальность данной Программы обусловлена
значительной
продолжительностью рабочего дня для многих родителей, вследствие
чего возникает недостаток развивающего, познавательного общения
родителей и детей. В связи с этим наряду с основным образованием
огромное
значение
дошкольников.
приобретает
дополнительное
образование
Кроме того, ценность дополнительного образования
состоит в том, что оно способствует практическому
6
применению
умений и навыков детей, полученных в детском саду, стимулирует
их
познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал,
навыки адаптации к современному обществу, которое предъявляет
новые, все более высокие требования, в том числе к ребенку.
Изобразительная деятельность занимает особое место в ряду других
занятий детей дошкольного возраста. Это один из первых видов
деятельности, где появляется реальный творческий продукт. В настоящее
время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том,
что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо
начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в
пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит
важная роль в формировании головного мозга, его познавательных
способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его
мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему
возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или
математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся
дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Из года в год диагностика показывает, что у детей слабо развита мелкая
моторика рук. Для решения проблемы разработана программа
дополнительного образования « пластилинография» .
Данная образовательная программа - обеспечивает своевременное,
всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и
психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в
освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает
систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
7
поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений,
природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии
производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных
произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается
пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в
пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень
умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша
тем, что она доступна детям от младшего дошкольного возраста до
подготовительной к школе группы, позволяет быстро достичь желаемого
результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его
более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для
развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических
процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих
способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия,
пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть
тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного
обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до
конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными,
а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к
освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует
хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми
младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей
знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать
8
различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с
жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других
занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию
речи, и т. д.
Развитию мелкой моторики, развитию руки, ручной умелости необходимо
уделять особое внимание, поскольку развитие двигательной сферы выступает
важным условием общего психического развития.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая
простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание,
вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных
композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию
разнообразных приемов при выполнении декоративных налепов разной
формы: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы,
плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как одно из средств
выразительности и передачи признаков изображаемых предметов. Дети
учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка,
осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Программа «пластилинография» предусматривает обучение детей
нетрадиционной технике работы с пластилином, принцип которой
заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных
предметов на горизонтальной поверхности.
2.3. Цель, задачи и принципы реализации программы.
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного
возраста творческих
( в первую очередь способности к реализации
замыслов посредством использования изобразительных средств
выражения, развитие пространственного мышления , тактильной памяти,
мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.
9
Обучающие задачи.
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства
пейзажем, посредством пластилинографии. Учить детей анализировать
форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом
лепки; совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать
примазывать, разглаживать границы соединений частей).
Развивающие задачи.
Развивать пространственные представления и композиционные навыки.
Развивать образное
мышление, умение создавать образ, с опорой на
жизненный опыт , при создании лепных картин использовать узоры из
декоративно- прикладного искусства (гжель, городец..). интерес к
экспериментированию в работе : включать в оформление бросовый материал
для создания необычной поверхности в изображаемом объекте. Развивать
мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой.
Воспитывать желание помочь другу, сопереживание.
Принципы и подходы к формированию программы.
-Принцип научной обоснованности и практической применяемости.
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию детей
дошкольного возраста.
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и
доступность обучения.
- Принцип интеграции.
10
- Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуальноличностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей
каждого ребенка.
- Принцип построения образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми.
-Принцип свободы выбора.
-Принцип успешности.
-Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при
отборе содержания и методов воспитания и развития.
-Принцип системности.
2.4. Возрастные особенности детей
Дошкольники шестого года жизни впервые начинают ощущать себя
старшими детьми в детском саду. У них возникает потребность в
самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Развитие самостоятельности способствует освоение детьми умений
поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой
замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение
поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт
для малышей. Серьезное внимание следует уделять развитию
познавательной активности.
Старшие дошкольники способны освоить
правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы
выполнения правил.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление
интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и
личностного опыта.
Условием полноценного развития старших дошкольников является
содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
11
2.5. Характеристика особенностей художественно-эстетического
развития детей 5-6 лет .
У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного,
он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия
общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на
произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей
самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим
миром, ребенок становится активным участником творческой продуктивной
деятельности.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения
художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко
устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п.,
эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства
действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими
представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т.д.
у ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с
искусством, со взрослым и сверстниками.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок
становится предметным и детализированным. Графическое изображение
человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда
одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона
изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеить изображения на
бумагу и т.д.
В Программе учитывается:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной
ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования, индивидуальные потребности детей;
-возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее
реализации.
12
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста
с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей .
2.5.обьем знаний (неделя/ месяц)
Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в
соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
Максимально допустимый объем знаний
возраст
в неделю/месяц
5–6лет
(старшая группа)
25 минут
100 минут
Объем нагрузки занятия
Части
№ заняти
приемы
цель
я
продолжитель
ность
- Подготовка ребенка
Вступительная
Вводна
к работе.
беседа.
я часть
- Развитие интереса у -
4минуты
Сюрпризный
детей к предстоящей момент.
работе,
- Чтение стихов.
сосредоточение
их - Загадки.
внимания
на -
изучаемом
Музыкальные
произведения.
материале.
Основн
-ознакомление
ая часть новым материалом;
с Показ
способов 18минут
рисования;
-повторение
-худ. Слово;
пройденного;
13
муз.
-
работа
над сопровождение;
техническими
Напоминание;
навыками;
- физкультминутка.
Заключ
3мин.
ительна -Подведение
Худ. Слово.
я часть
оценка
итогов работы.
-оценка детских работ
2.6 содержание программы.
№ разделы
этапы
Содержание
программы
1
Начальная
Определить уровень знаний
диагностика
и
умений
детей
для
осуществления
индивидуального
подхода.
Выявить
способности
и
интересы
каждого ребенка
по его результативности для
их дальнейшего развития.
14
Модуль 1
2
Этап 1
Освоение
«пластилинография»
приемов
надавливания,
придавливания,
размазывания
пластилина
подушечкой
пальца;
выработка
правильной
постановки
пальца.
Овладение
приемом
отщипывания
кусочка
маленького
пластилина
и
скатывания шарика между
двумя пальцами. Выработка
умения
работать
на
ограниченном пространстве.
Этап 2
Научиться не выходить за
Основной.
контур рисунка, размазывать
пальцем пластилин по всему
рисунку,
использовать
несколько
цветов
пластилина,
использовать
вспомогательные
предметы
(косточки,
перышки,
горошки
и
т.
для
придания
большей
выразительности
работам.
Освоение
пользоваться
умения
специальной
стекой-печаткой,
15
д.)
доводить
дело
до
конца,
аккуратно,
работать
выполнять
коллективные
композиции,
восстанавливать
последовательность
выполняемых
действий,
действовать по образцу и по
словесному
указанию
воспитателя.
Этап 3
Научиться
Заключительный.
решать творческие задачи,
выбирать
самостоятельно
рисунок
работы;
личностное
для
сформировать
отношение
результатам
своей
деятельности
Модуль 1 . «Пластилинография»
Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации,
способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает
усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание, выступает
одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для
развития и обучения детей. Они способствуют:
1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления,
восприятия, воображения.
2. Развитию творческих способностей.
3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то
есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного
обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до
конца.
16
к
4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук
становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как
письмо.
5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию
мышечного напряжения и расслаблению.
•Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является
интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим
миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
•Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет
быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в
творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
•При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять
коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для
родителей и друзей.
2.7 методы и средства
этапы Название
методы
средства
этапов
1этап
Подготовите наглядные
льный.
(наблюдение,К картон с контурным
показ, образец)-
рисунком;
словесные
(беседы, набор пластилина;
объяснение
салфетка для рук;
последовательности
стеки;
выполнения
вопросы,
работы, бросовый и природный
художественное
слово,
пояснение,
словесное поощрение)
-
практические
17
(показ
материалы.
способов изображения и
способов действия).
- пальчиковые игры
-
- педагогическая оценка
2этап
Основной.
наглядные
(наблюдение,К картон с контурным
показ, образец)-
рисунком;
словесные
(беседы, набор пластилина;
объяснение
салфетка для рук;
последовательности
стеки;
выполнения
вопросы,
работы, бросовый и природный
художественное
слово,
материалы.
пояснение,
словесное поощрение)
-
практические
(показ
способов изображения и
способов действия).
- пальчиковые игры
-
- педагогическая оценка
3этап
Заключитель наглядные
ный.
(наблюдение,
показ, образец)словесные
(беседы, картон
с
контурным
объяснение
рисунком;
последовательности
набор пластилина;
выполнения
вопросы,
работы, салфетка для рук;
художественное стеки;
слово,
пояснение, бросовый и природный
словесное поощрение)
-
практические
18
(показ
материалы.
способов изображения и
способов действия).
- пальчиковые игры
-
- педагогическая оценка
2.8 планируемый результат освоения программы
Результаты освоения программы представлены в виде следующих
целевых ориентиров:
1.Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для
занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально
опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить
сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и
представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют
уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые
варианты обобщения.
2 .В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином
ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое
подражание, формирование и активизации словаря.
3.Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками,
пальчиковыми играми.
4. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из
центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.
5. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и
подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать
необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
7.Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с
материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит
19
реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в
изобразительном творчестве.
8. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в
конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на
пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого
предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно
осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности,
направленности и др.
Дети познакомятся с жанром изобразительного искусства пейзажем,
посредством пластилинографии. Совершенствуют умение анализировать
форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом
лепки; по итогам освоения программы творческой мастерской дети
свободно пользуются основными приемами пластилинографии
(надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, разные виды
мазков), создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов
окружающего мира.
У детей разовьются пространственные представления и композиционные
навыки, разовьется образное мышление, умение создавать образ, с опорой на
жизненный опыт , при создании лепных картин смогут использовать узоры
из декоративно- прикладного искусства (гжель, городец..), пользуются для
дополнения выразительности подручным бросовым материалом. Разовьется
мелкая моторика пальцев рук. Дети будут знать-правила безопасной работы
с разными ручными инструментами, материалами.
Появится интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности,
навыки аккуратного обращения с пластилином.
20
Дети будут стремиться доставить радость окружающим своей работой.
помочь другу.
Способы определения результативности:
Педагогическое наблюдение.
Контрольные задания.
Мониторинг.
3. Организационно педагогические условия.
3.1. учебный план
Модуль/тема
Объем времени (количество
минут)
Возраст 5-6 лет
диагностика
пластилинография
Итоговое
2/50
33/825
1/25
мероприятие
Итого в год(кол./мин)
36/900
21
ДИАГНОСТИКА 1
РАСТИТЕЛЬНЫ
3
МАЙ
АПРЕЛЬ
МАРТ
ФЕВРАЛЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
НОЯБРЬ
№
ОКТЯБРЬ
сентябрь
РАЗДЕЛ
СЕНТЯБРЬ
Учебный план. СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)
1
2
2
2
Й МИР
РУКОТВОРНЫЙ
2
4
2
2
4
1
4
4
4
4
4
МИР
ЖИВОТНЫЙ
4
4
4
4
МИР
ПРИРОДНЫЕ
ЯВЛЕНИЯ
Количество
4
4
занятий месяц в
год
36
занятий
22
Срок реализации
Программы- 1 год
Продолжительность реализации
Программы проводится во время всего учебного года и составляет не менее
36 недель:
-учебные недели-36нед.;
-каникулярные недели-14 нед.;
При
разработке
учебно-тематического
плана
Программы
учитываются зимние каникулы. В летнее каникулярное время совместная
деятельность с детьми по пластилинографии не проводится.
3.2Календарный учебный график.
5-6лет
Месяц
Неделя
(старшая группа)
занятие
сентябрь
Октябрь
ноябрь
декабрь
1
Пед. диагностика
2
25
3
25
4
25
1
25
2
25
3
25
4
25
1
25
2
25
3
25
4
25
1
25
23
И.м.
январь
февраль
март
апрель
май
2
25
3
25
4
25
1
25
2
25
3
25
4
25
1
25
2
25
3
25
4
25
1
25
2
25
3
25
4
25
1
25
2
25
3
25
4
25
1
Пед. диагностика
2
25
3
25
4
25
И.м
И. м.- итоговое мероприятие
24
3.3 расписание занятий
возраст
продолжительность Время
День недели
проведения
Старшая группа
25 минут
(5-6 лет)
Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной
образовательной программы за счет времени, отведенного на реализацию
основных образовательных программ дошкольного образования ( прогулки,
игры ,основных занятий..) Количество и длительность занятий проводимых в
рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется
СанПиН 2.4.1.3049-13.Организация совместной деятельности
осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с
подгруппой по 8 человек (наполняемость групп детей для занятий в
кружках по Программе устанавливается в соответствии с калькуляцией.
Тематический план. Старшая группа
Месяц
Неделя
1
2
Тема
«Деревья осенью»
Задачи
Вызвать
у
детей
эмоциональное,
радостное отношение к яркой осенней
природе
средствами
художественного
слова, музыки, произведений живописи.
Октябрь
Продолжать знакомить детей с жанром
изобразительного искусства – пейзажем.
Обучать детей приемам работы в
технике « пластилинография»: лепить
отдельные
25
детали,
придавливать,
примазывать, разглаживать соединения
частей.
Упражнять
в
разнофактурного
использовании
материала.
Г.
Н.
Давыдова «Пластилинография» Стр.11
Закреплять знания о колорите осени,
полученные в процессе наблюдений за
природой в осенний период времени.
Продолжать
знакомить
натюрмортом.
композицию
Октябрь
Учить
из
детей
с
оформлять
разных
объектов,
объединенном единым содержанием.
3
4
Закреплять
умение
работать
пластилином на плоскости.
Учить приему « вливания одного цвета
в другой»
«Подарки осени»
Воспитывать чувство любви к красоте
родной природы. Г.Н.Давыдова
«Пластилинография» Стр.31
26
Закрепить у детей знания об овощах:
растут на грядках, полезны людям,
уточнить способы их переработки.
Развивать умение видеть связь между
реальной
формой
и
формой
изображаемых овощей, передавая их
Ноябрь
5
природные особенности, цвет.
Чудо-плоды»
Создавать лепную картину с выпуклым
изображением,
когда
изображаемые
объекты выступают над поверхностью
основы. Н .Г. Давыдова «Детский дизайн.
Пластилинография»Стр.9
Закрепить у детей знания о фруктах, об
их характерных особенностях.
Развивать
композиционные
умения,
равномерно располагать предметы по
всему силуэту.
«Консервированные
6
фрукты»
Учить достигать выразительности через
более точную передачу формы, цвета,
величины предмета и мелких деталей.
Н .Г. Давыдова
«Детский дизайн. Пластилинография»
Стр16
27
Развивать мелкую моторику рук при
выполнении разных приемов лепки
Формировать эстетическое отношение к
бытовым
придметам
художественному
«
7
8
Натюрморт
чайной посуды»
из
и
изображению
их
в
натюрморте.
Закрепить знания детей о натюрморте.
Развивать у детей чувство композиции,
цвета – учить располагать элементы
узора на поверхности предмета.
Н. Г. Давыдова «Пластилинография»
Стр25
Продолжать знакомить детей с жанром
изобразительного искусства – портретом.
Упражнять
в
выполнении
изображения клоуна в нетрадиционной
технике «пластилинографии»
Декабрь
9
10
Развивать чувство цвета.
«Веселый клоун»
Воспитывать интерес к цирковому
искусству,
уважение
к
необычной
профессии клоуна – веселить людей,
доставлять им радость. Н. Г. Давыдова
«Пластилинография» Стр38
.
28
Учить
детей
наносить
мазки
пластилином, плавно вливая один цвет в
другой
на
границе
их
Воспитывать
соединения.
эмоциональную
отзывчивость к событиям, происходящим
«Добрый
11
12
друг-
снеговичок»
в жизни детей в определенное время
года.
Осваивать способ создания знакомого
образа посредством пластилинографии
на
горизонтальной
плоскости.
Закреплять ранее полученные навыки. Н.
Г. Давыдова «Пластилинография»
Стр18
Развивать образное мышление, умение
создавать знакомый образ, с опорой на
жизненный опыт детей (художественное
слово, иллюстрации).
Совершенствовать
«Дед
Январь
13
14
Мороз
Снегурочка»
умение детей
в
изобразительной
и нетрадиционной
технике – рисовании пластилином,
расширять
знания
о
возможностях
данного материала, учить детей наносить
мазки пластилином, тонким слоем.
Добиваться
реализации
выразительного, яркого образа, дополняя
работу элементами бросового материала.
Использовать данный вид работы,
как источник, доставляющий радость
29
не только ребенку, но и окружающим
людям.
Н.Г.Давыдова«Пластилинография»
Стр49
Дать
детям
представления
об
архитектуре старинных зданий.
Продолжать развивать у детей умения
выполнять лепную картину на плоскости.
«Терем
Мороза»
Деда
Учить
украшать
здание
башенками, окнами с решетками и т.д.
Оформлять
15
16
сказочное
сказочный
декоративными
пейзаж
элементами
(цветы,
листики..)
Учить комбинировать в работе разные
по структуре материалы.
Н. Г. Давыдова «Пластилинография»
Стр54
Развивать образное мышление, умение
создавать знакомый образ, с опорой на
жизненный опыт детей (художественное
слово, иллюстрации).
«Защитник
Февраль
17
18
Отечества»
Совершенствовать
умение детей
нетрадиционной
технике
расширять
–
изобразительной
рисовании
знания
в
о
пластилином,
возможностях
данного материала, учить детей наносить
мазки пластилином, тонким слоем.
Добиваться
30
реализации
выразительного, яркого образа, дополняя
работу элементами бросового материала.
Использовать данный вид работы, как
источник,
только
доставляющий
ребенку, но
и
радость
не
окружающим
людям.Конспект
Воспитывать
близким
любовь и уважение к
людям,
желание
доставить
радость своей работой.
Развивать
умение
любоваться
природными формами и преобразовывать
их в декоративные.
Продолжать развивать у детей умения
выполнять лепную картину на плоскости,
когда детали
19
20
«Букет для мамы»
предметов сохраняют
объем и выступают над поверхностью
основы.
Формировать композиционные навыки.
Н. Г. Давыдова
«Детский дизайн. Пластилинография»
Стр26
31
Развивать у детей воображение.
Развивать у детей умение создавать
сказочные здания, передавая особенности
их строения и архитектуры, характерные
детали.
Закрепить способы работы в технике
« Теремок»
(по
Март
21
22
«пластилинография»:
раскатывание,
русской
мотивам сплющивание,
выполнение
народной дополнительных элементов.
сказки)
Побуждать детей вносить объекты
для изображения в соответствии с темой
и замыслом.
Н.Г.Давыдова «Пластилинография»
Стр62
Уточнить и расширить знания детей о
подводном мире, о многообразии его
обитателей.
Совершенствовать
умение детей
нетрадиционной
«Рыбки
23
24
аквариуме»
в технике
–
расширять
изобразительной
рисовании
знания
в
о
пластилином,
возможностях
данного материала.
Совершенствовать
технические
и
изобразительные навыки, умения.
Учить использовать в работе разные по
структуре материалы.
Развивать
32
детское
творчество
при
создании и реализации замысла, как
источника, доставляющего ребенку и
всем
окружающим
радость.
Н.Г.Давыдова«Детский
дизайн.
Пластилинография» стр65
Продолжать
знакомить
детей
с
творчеством дымковских мастеров, с
художественными
традициями
в
изготовлении игрушек.
Расписывать
пластилином,
готовый
сочетая
силуэт
оформление
однородных по цвету частей с узором в
стиле дымковской росписи.
Самостоятельно выбирать элементы
«Удивительная
Апрель
25
26
дымка»
узора для украшения кокошника и юбки
дымковской куклы – водоноски, сочетая
в узоре крупные элементы с мелкими.
Воспитывать
традициях,
детей
показывая
на
народных
народное
изобразительное искусство нераздельно
от устного народного творчества.
Н.Г.Давыдова «Пластилинография»
Стр75
33
Воспитывать
интерес
к
народным
промыслам.
Учить оформлять объемную плоскость
27
28
элементами узора хохломской росписи,
«Чудо- хохлома»
выполняя
работу
в
технике
«пластилинография Н. Г. Давыдова
«Пластилинография»
Стр82
Расширить
представления
детей
об
особенностях внешнего вида бабочек.
Знакомить с симметрией на примере
бабочки в природе и в рисунке.
Совершенствовать
умение
нетрадиционной
технике
май
29
–
расширять
« Бабочка»
в
изобразительной
рисовании
знания
детей
о
пластилином,
возможностях
данного материала.
Учить
детей
наносить
мазки
пластилином, плавно вливая один цвет в
другой на границе их соединения.
Н.
Г.
Давыдова
«Детский
дизайн.
Пластилинография»
Стр61
«Одуванчики
30
цветы
словно
солнышко желты»
Продолжать расширять кругозор и
знания детей о природе.
Учить создавать образы растений в
нетрадиционной
технике
34
–
изобразительной
рисовании
пластилином,
расширять
знания
о
возможностях
данного материала.
Развивать
пространственные
представления, композиционные навыки.
Вызвать интерес к изображаемому
цветку
средствами
художественной
литературы.
Н. Г. Давыдова
«Детский дизайн. Пластилинография»
Стр39
31
« Ежик»
Развивать познавательный интерес к
природе .
Расширять
познания
детей
о
возможностях пластилина: им можно не
только лепить ,но и рисовать.
Закрепить навыки работы с пластилином
:создание полуобъемного контура и
дальнейшее его заполнение исходным
материалом для целостного восприятия
объекта.
Развивать специальные трудовые умения
при использовании в работе бросового
материала. Н. Г. Давыдова
«Детский дизайн. Пластилинография»
Стр39
Развивать
у
детей
эстетическое
восприятие, любовь к природе, желание
« Душистый снег»
32
передавать
ее
красоту
в
своем
творчестве.
Учить изображать ветку цветущего
дерева с помощью пластилина.
35
Учить
создавать
отдельных
композицию
деталей,
из
используя
имеющиеся умения и навыки работы с
пластилином . Н. Г. Давыдова
«Детский дизайн. Пластилинография»
Стр33
Развивать
у
детей
эмоциональное
восприятие окружающего мира.
Побуждать
детей
передавать
разнообразие природных форм пллевых
цветов.
Поощрять
33
«Полевые цветы»
инициативу
и
самостоятельность детей в построении
композиции
работы
и
внесения
дополнений в рисунок по теме работы.
. Н. Г. Давыдова
«Детский дизайн. Пластилинография»
Стр44
36
4.Оценочный материал.
Таблица оценки знаний, умений и навыков учащихся, развитие
художественно-творческих способностей.
Критерии(индикаторы)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Овладение основными знаниями
- правила безопасной работы с разными материалами, ручными
инструментами;
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
- разнообразие техник работ с пластилином;
- жанр изобразительного искусства: пейзаж;
- о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
- - основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;
- правила работы в коллективе.
Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала.
Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает
незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его
применении.
Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает
трудности и нуждается в помощи педагога при его применении.
37
Овладение основными умениями и навыками
- пользоваться основными материалами и инструментами по технике
безопасности, выполнять правила безопасности;
- пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с
пластилином;
- пользоваться различными видами пластилина;
- владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
- использовать жанр изобразительного искусства: пейзаж;
- применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи:
дымка, хохлома, городец;
- следовать устным инструкциям педагога;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
пластилинография, уметь оформить изделие;
- выполнять коллективные работы.
Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений,
без ошибок, без недостатков.
Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их
непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки,
испытывает небольшие затруднения.
38
Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные
программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и
нуждается в помощи педагога.
Творческая активность.
Повышенный интерес, творческая активность.Ребенок активен, есть интерес
к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.
Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.
Сенсорные способности
(чувство цвета, формы).
Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный
цвет, выразительность изображения.
Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.
Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету,
одноцветность.
Композиция.
По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между
предметами.
На полосе листа с незначительными элементами.
Не продуманно, носит случайный характер.
Общая ручная умелость.
Хорошо развита моторика рук, аккуратность.
39
Ручная умелость развита.
Слабо развита моторика рук.
Самостоятельность, оригинальность.
1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию,
предлагаемую педагогом.
2. С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих
ошибок, найти пути их устранения.
3. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку,
оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога.
1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные
ошибки.
2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их
устранения.
3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.
4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент
оригинальности .
1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога.
2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.
3.Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.
4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить
свои элементы оригинальности.
40
4.1Комплекс упражнений и тестов для определения уровня умений
детей.
Методика определения уровня творческого воображения дошкольников
(авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Цель – выявить способность придумывать и изображать по замыслу чтонибудь необычное, при помощи дополнительных элементов создавать
различные оригинальные образы. (Приложение №1.)
«Свободный рисунок».
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Задание: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
8 -10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто
оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии,
о богатом воображении; рисунок оказывает большое впечатление на зрителя,
его образы и детали тщательно проработаны.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом
является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и
оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и
образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем
на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны
детали.
0-1 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и
нарисовал лишь отдельные штрихи и линии
Выводы об уровне развития:
8-10баллов – высокий; 5-7 баллов – средний; 3-4 балла – низкий; 0-2 балла –
низший.
41
«Неоконченный рисунок».
Материал:
1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга
(расположены в 3 ряда по 4 кружка).
2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки,
повторяющийся 12 раз. Простые карандаши.
Задание:
На первом этапе: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных
элементов различные образы.
На втором этапе: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так
чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до
изображения фантастического животного.
Оценка результатов:
0-3 балла – низший;
4-6 баллов – низкий;
7-9 баллов – средний; 10-12– высокий;
Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы,
сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии,
суммируются.
Тест «Составление изображений объектов»
(Л.Ю.Субботиной)
Тест позволяет диагностировать воображение и образное мышление.
(Для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Цель: выявить уровень развития воображения и творческого
мышления при составлении изображения с помощью геометрических фигур
Задание: нарисовать заданные объекты, пользуясь следующим
набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция (прилагаются)
Объекты для рисования: лицо, клоун, дом, кошка, дождь, радость.
Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры,
но нельзя добавлять другие фигуры и линии.
Оценка результатов проводится по ряду параметров:
42
1. Изображены ли все заданные объекты, -1 балл, но они не похожи.
2. Использование в изображении всех предложенных фигур: -2 балла
3. Реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект)
– 3 балла
4. Изображения всех заданных объектов с использованием всех
предложенных фигур в оригинальной и остроумной комбинации: - 4
балла.
5. 5. Методический материал
6.
5.1 Обеспечение образовательной деятельности учебными и
учебно-методическими изделиями.
7.
№
Наименование
Автор , название , год
вид
издания учебного, учебно-
образовательного,
программы, в том
методического издания и
информационного
числе, профессии,
(или) наименование
ресурса
специальности,
электронного,
(печатный,
уровень образования
образовательного,
электронный)
(при наличии) (с
информационного ресурса
указанием
(группы электронных,
наименований
образовательных,
предметов, курсов,
информационных
дисциплин (модулей) в
ресурсов.)
п/п образовательной
соответствии с
учебным планом по
каждой заявленной
программе.)
1.
Наименование
образовательной
43
программы, в том
числе, профессии,
специальности,
уровень
образования
Предметы, курсы,
дисциплины
(модули)
Г.Н.Давыдова
«Пластилинография-2»
Печатный
Издательство
Электронный
«Скрипторий», год 2008
94стр.
Г.Н.Давыдова
«Пластилинография.
Печатный
Детский дизайн»
Электронный
Издательство
«Скрипторий», год 2011
«Волшебный пластилин
№2,№4»Издательство
Печатный
«Фламинго» 20 стр.
Электронный
6. Материально – техническое обеспечение.
№
1
наименование
количество
Пластилин ( «Луч» производство Ярославль,
«Гамма» производство Москва)
2
Набор стеков
8 наборов
44
3
Пластиковая доска
8 штук
4
Скотч
5
Картон (белый и цветной)
6
Набор сюжетных картинок
7
Хлопчатобумажные салфетки
8
Ванночки для разогревания пластилина
3 штуки
Материалы и инструменты для каждого занятия одинаковые.
Приложения
Основные приёмы: Многообразие предметных форм требует применения
различных приёмов лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и
прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей
рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней
или пальцами скатывается в шарик.
Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно
сформировать часть изображения.
Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких
поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик
сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы
поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или
формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,
зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в
той части формы, где создаётся новая деталь.
45
Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия
пальчиками.
Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный
пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает
пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Смешение цветов.
При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета
пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять
пластилин различных цветов и сортов.
Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании
получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается
зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый.
Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить
1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного
цвета в другой двумя способами:
1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а
потом размазывая их на поверхности.
2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают
в одном шарике и используют.
46
- Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает
их более тусклыми, пастельными.
При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин
нового качества.
Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень
интересный.
Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.
Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с
горячей водой.
Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»
1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком) .
2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует
использовать плотный картон.
3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать
появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при
помощи стека проще снять лишний пластилин) .
4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка,
салфетка для рук.
5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для
волос продлит ее "жизнь".
6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием
пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа
не размокла.
7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются
различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов,
полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами
рук, но и стеками.
8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и
физкультурные минутки.
47
Кружковую работу можно вести 1 раз в неделю в течении 20 минут.
Материал и оборудование:
Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей,
пластиковой основе):
1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать
самостоятельно.
2. Выбрать подходящую картинку и перевести её с помощью маркера на
пластиковую (клеёнчатую) основу.
3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.
4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем
заполняется фон.
Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку
кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по
поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.
5. Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем
в рамочку.
Пластилинография на пластиковых крышечках.
Пластилинография на цветном картоне.
Рисунки на пластилине:
1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком,
ножом или пальцами.
2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или
стеком, как в технике граттаж.
Вся выполняемая работа ребенком, требует от взрослых (педагога,
родителей) внимания и поддержки.
Таким образом, данная разработка позволяет заметно улучшить развитие
мелкой моторики пальцев рук, координации движений рук, глазомера;
развитие психических процессов: мышление, внимание, память,
воображение, восприятие. Развитие творческих способностей, развитие
48
пространственной ориентации, сенсомоторной координации, развитие
художественного творчества и эстетических чувств.
Пальчиковая гимнастика
Шарик красный.
Воздух мягко набираем ладошки сжатые в кулачки, прижаты друг к другу
Шарик красный надуваем расправить пальчики, соединить подушечки
Пальцев так чтобы получился шарик. Вдох
Шарик тужился, пыхтел руки в положении надутого шарика
Лопнул он и засвистел руки сжаты в кулачок.
Уточка, уточка,
По реке плывет.
Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево)
Лапками гребет (имитация движения лапок утки в воде)
Сидит белочка в тележке,
Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок)
Лисичке-сестричке, разогнуть большой палец)
Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)
Мишке толстокожему (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указат. пальцем со стороны в)
Хозяев поджидал.
Паучок ходил по ветке, (скрест. руки, пал. одной руки пробежать по
предплечью)
49
А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по
предплечью)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)
Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и
растопырить пальцы)
Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)
Раз, два, три, четыре, пять, (ладони лежат на коленях или столе)
Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)
Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним
пальцами)
Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)
Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)
Глядь — (развести руками)
А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять
Загибают пальчики,
Будем листья собирать
начиная с большого.
Листья берёзы,
Сжимают и разжимают
Листья рябины,
кулачки.
50
Листики тополя,
Загибают пальчики,
Листья осины,
начиная с большого.
Листики дуба мы
«Шагают» по столу
соберём,
средним и указательным
Маме осенний букет
пальчиками.
отнесём.
«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»
У Лариски – две редиски.
По очереди разгибают
У Алёшки – две картошки.
пальчики из кулачка,
У Серёжки-сорванца –
начиная с большого, на
два зелёных огурца.
одной или обеих руках
А у Вовки – две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня:
Хлопают в ладоши и
Паровоз и два коня,
ударяют кулачками друг о
Серебристый самолёт, три
друга попеременно.
ракеты, вездеход,
Загибают пальчики на
Самосвал, подъёмный
обеих руках.
кран –
Хлопают в ладоши и
Настоящий великан.
ударяют кулачками друг о
Сколько вместе?
друга попеременно.
Как узнать?
Помогите сосчитать!
51
«НОВЫЕ КРОССОВКИ»
Как у нашей кошки
Загибают на обеих руках
На ногах сапожки.
пальчики по одному,
Как у нашей свинки –
начиная с больших.
на ногах ботинки.
«Шагают» по столу
А у пса на лапках –
указательным и средним
голубые тапки.
пальцами обеих рук.
А козлёнок маленький
надевает валенки.
А сыночек Вовка –
новые кроссовки.
Вот так,
вот так,
новые кроссовки!
«ПОСЧИТАЕМ В ПЕРВЫЙ РАЗ»
Работа над темпом и ритмом речи
Посчитаем в первый раз,
Попеременные хлопки
Сколько обуви у нас.
ладонями и удары
Туфли, тапочки, сапожки
кулачками по столу.
Для Наташки и Серёжки,
На каждое название обуви
Да ещё ботинки
загибают по одному
Для нашей Валентинки,
пальчику, начиная с
А вот эти валенки
большого.
Для малышки Галеньки.
«ПЧЕЛА»
Прилетела к нам вчера
Машут ладошками
52
Полосатая пчела.
На каждое название
А за нею шмель-шмелёк
насекомого загибают один
И весёлый мотылёк,
пальчик.
Два жука и стрекоза,
Делают кружочки из
Как фонарики глаза.
пальчиков и подносят к
Пожужжали, полетали
глазам.
От усталости упали.
Машут ладошками.
Роняют ладони на стол.
«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»
Раз, два, три, четыре.
Загибают пальчики,
Много мебели в квартире.
начиная с большого, на
В шкаф повесим мы
обеих руках.
рубашку,
Сжимают и разжимают
А в буфет поставим
кулачки.
чашку.
Загибают пальчики,
Чтобы ножки отдохнули,
начиная с большого
Посидим чуть-чуть на
Попеременно хлопают в
стуле.
ладоши и стучат
А когда мы крепко спали,
кулачками.
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно
пили.
Много мебели в квартире
«ПОМОЩНИКИ»
53
Раз, два, три, четыре,
Удар кулачками друг о
Мы посуду перемыли:
друга, хлопок в ладоши,
Чайник, чашку, ковшик,
повторить.
ложку
Одна ладонь скользит по
И большую поварёшку.
другой по кругу.
Мы посуду перемыли,
Загибают пальчики по
Только чашку мы разбили,
одному, начиная с
Ковшик тоже развалился,
большого.
Нос у чайника отбился.
Одна ладонь скользит по
Ложку мы чуть-чуть
другой.
сломали,
Загибают пальчики по
Так мы маме помогали.
одному, начиная с
большого.
Удар кулачками друг о
друга, хлопок в ладоши,
повторить.
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Сидит белка на тележке,
Хлопки ладонями и удары
Продаёт она орешки.
кулачками друг о друга
Лисичке-сестричке,
попеременно.
Воробью, синичке,
Загибают по одному
Мишке толстопятому,
пальчику начиная с
Заиньке усатому.
большого.
Кому в платок,
Ритмичные хлопки в
Кому в зобок,
ладони и удары
Кому в лапочку.
кулачками.
54
«БУРЁНУШКА»
Дай молочка, Бурёнушка,
Дети показывают, как
Хоть капельку — на
доят корову.
донышке.
Делают «мордочки» из
Ждут меня котятки,
пальчиков.
Малые ребятки.
Загибают по одному
Дай им сливок ложечку,
пальчику на обеих руках.
Творожку немножечко,
Снова «доят».
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре,
Удары по столу пальчиками
пять,
обеих рук.
Вышел дождик погулять.
Беспорядочные удары по
Шёл неспешно , по
столу пальцами обеих рук.
привычке,
«Шагают» средним и
А куда ему спешить?
указательным пальцами
Вдруг читает на
обеих рук по столу.
табличке:
Ритмично ударяют то
«По газонам не ходить!»
ладонями, то кулачками по
Дождь вздохнут
столу
тихонько: «Ох!»
Часто и ритмично бьют в
И ушёл.
ладоши.
Газон засох.
Ритмичные хлопки по
столу.
55
«ПИРОГ»
Выпал снег на порог.
Дети два раза медленно
Кот слепил себе пирог.
опускают ладони на стол.
А пока лепил и пёк,
Прижимая ладонь к
Ручейком пирог утёк.
ладони, показывают, как
Пироги себе пеки
лепят пирог.
Не из снега – из муки.
«Бегут» пальчиками обеих
рук по столу.
Опять показывают, как
пекут пироги
«НАША ГРУППА»
В нашей группе все
Дети ритмично стучат
друзья.
кулачками по столу.
Самый младший – это я.
Разжимают кулачки,
Это Миша.
начиная с мизинчика.
Это Саша.
Это Юра.
Это Даша.
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,
Плавные волнообразные
Ветер листики считал:
движения ладонями.
Вот дубовый,
Загибают по одному
Вот кленовый,
пальчику на обеих руках.
Вот рябиновый резной,
Спокойно укладывают
Вот с берёзы – золотой,
ладони на стол.
Вот последний лист с
56
осинки
Ветер бросил на
тропинку.
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин.
Дети разламывают
Много нас,
воображаемый апельсин на
А он один.
дольки.
Эта долька – для ежа.
Показывают 10 пальцев.
Эта долька – для стрижа.
Показывают 1 палец.
Эта долька – для утят.
Загибают большой палец
Эта долька – для котят.
левой руки
Эта долька — для бобра.
Загибают указательный
А для волка – кожура.
палец.
Он сердит на нас – беда!!!
Загибают средний палец.
Разбегайтесь – кто куда!
Загибают безымянный
палец.
Загибают мизинец.
Бросательное движение
правой рукой
Сжимают кулаки и
прижимают их к груди.
«Бегут» пальцами по
столу.
«ПТИЧКИ»
Эта птичка – соловей,
Дети загибают по одному
Эта птичка – воробей,
пальчику на обеих руках.
Эта птичка – совушка,
Машут сложенными
57
Сонная головушка.
накрест ладонями.
Эта птичка – свиристель,
Машут обеими руками как
Эта птичка – коростель.
крыльями.
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички, по
домам!
58