Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МАДОУ «Детский сад № 92»
На заседании педагогического
совета МАДОУ «Детский сад № 92»
протокол № __от __________2025г.
_____________ / Л.В. Добровольская/
Программа дополнительного образования
«Песочные фантазии»
Возраст обучающихся 3 - 7 лет
Срок реализации: 2 года. Уровень: БАЗОВЫЙ
Направленность: художественная
Руководители Тукило Е. В., Ракина Л.В. воспитатель
Автор-составитель
Хайруллина А.А.
Адаптировала:
Ракина Л. В.
Березники, 2025
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы:
художественная.
Новизна программы:
Использование песочной анимации в развитии творческих
способностей и логического мышления учащихся. Отличительные
особенности данной образовательной программы заключаются в том, что в
методике обучения детей художественной деятельности широко
используются разнообразные игровые формы. Специфика предполагаемой
деятельности детей обусловлена тем, что жизнь ребенка тесно связана с
игрой. Игра – это не только удовольствие, через игру дети познают
окружающий мир. Каждый ребѐнок в состоянии создать свою собственную
сказку, которая оживает на экране под его руками. А каждый герой может
проходить трансформацию и перевоплощение. Практические занятия по
программе связаны с использованием различных художественных техник и
приемов. Программа ориентирована на развитие у детей изобразительных
способностей,
художественного
вкуса,
творческого
воображения,
пространственного мышления, эстетических чувств и понимания
прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование
духовной культуры личности.
Актуальность программы:
Происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Педагогическая целесообразность:
Программа способствует формированию высокого интеллекта
духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение,
сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить
детей к творчеству, сформировать позитивную картину мира, через
созерцание окружающего, укрепить любовь к жизни и родине. Песочная
анимация — это завораживающее зрелище. Весь процесс создания картин
происходит на глазах у зрителей. Удивительным образом горсть песка
превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное
2
небо. Песочная анимация помогает лучше изучить окружающую реальность
и раскрыть творческие способности. Благодаря работе с песком возникнет
более осмысленное отношение к творчеству, развивается мелкая моторика
рук, а благодаря необходимости поиска новых образов фантазия становится
намного ярче. Педагогические аспекты использования песка трудно
переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденный
по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал
для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Песок, по утверждению психологов, поглощает и негативную энергию
человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Здесь песок
выступает как особое средство для рисования и воспроизведения различных
узоров всевозможных узоров.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не
только своими изобразительными свойствами. Здесь ещѐ есть и
психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя
положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он
эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному
мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не
переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного
рисования такое вдруг происходит, то ребѐнок впоследствии начинает
рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не
получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает
желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаѐт эти крылья
свободы творящему ребѐнку: у него закрепляется направленность на процесс,
а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей в изобразительной
деятельности, эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов,
предметов, явлений окружающего мира как эстетических объектов.
2. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами
художественно-образной выразительности.
3. Создание условий для свободного экспериментирования с песком.
4. Развитие фантазии и художественного видения.
5. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Развитие умения работать самостоятельно и в коллективе.
3
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4-6 лет.
Сроки реализации программы: два учебных года.
Кружковые занятия проводятся в помещении группы один раз в неделю по
1 академическому часу (всего 36 – 1 год (72 академических часа – 2 года).
Формы занятий.
1. Беседа.
2. Рассказ.
3. Демонстрация.
4. Инструктаж.
5. Обсуждение.
6. Индивидуальная практическая работа.
7. Игра.
8. Проведение отчѐтного выступления
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное
отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие
разнообразия культурных явлений, художественный вкус и
способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений
окружающей жизни; формирование ответственного отношения к
обучению и познанию искусства, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию; развитие эстетической потребности
в общении с искусством, творческих способностей, наблюдательности,
зрительной памяти, воображения и фантазии, коммуникативных
навыков в процессе совместной практической творческой
деятельности.
в познавательной сфере (способность к художественному
познанию мира, умение применять полученные знания в собственной
художественно-творческой деятельности);
в трудовой сфере (навыки песочной анимации).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• Определять последовательность действий.
• Учиться работать по предложенному плану.
4
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии .
Основой для формирования этих действий служит соблюдение
технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного.
• Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• Перерабатывать полученную информацию:
результате совместной работы всей группы.
делать
выводы
в
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства
(по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе
заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и на занятиях и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
5
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты:
в познавательной сфере (понимание значения искусства в
жизни человека и общества, восприятие и характеристика
художественных образов, представленных в произведениях искусства);
в ценностно-эстетической сфере (умение различать и
передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональное
состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу);
в коммуникативной сфере (способность высказывать
суждения о художественных особенностях произведений, умение
обсуждать коллективные результаты художественно-творческой
деятельности);
в трудовой сфере (умение использовать песок как
художественный материал, трансформирование новых образов с
использованием средств изобразительного искусства и песочной
анимации).
Формы подведения итогов
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является
создание индивидуального анимационного фильма из песка.
6
Тематическое планирование
Содержание программы 4-7 лет
N п/п
Название раздела
Темы
Количество часов
Всего
Рисование на
песочном столе
Теория/Практика
Фон- разные техники
1
Основные техники рисования
на песке
1
Техника Пальчикового
рисования
3
Техника Насыпания
4
10 мин/2 часа
Техника Отсекания
4
10 мин/ 2 часа
Рисование вспомогательными
предметами
1
30 мин
Рисуем мордочки животных секрет
2
0/2 часа
Рисуем мордочки животныхрука как ковш
4
0/ 4часа
Подводный мир
8
0/ 8 часов
Растительный мир- цветы
4
0/ 4 часов
Деревья
Пейзажи
Насекомые
Птицы
Животные домашние
15 мин/ 15 мин
5 мин/ 25 мин
15 мин/1 часа 15 м
4
6
8
8
2
Диагностика
Практика
Самостоятельная
работа
0/ 4 часа
0/ 6 часов
0/8 часов
0/ 8 часов
0/ 2 часа
0/ 2 часа
Животные экзотические
2
Объем
8
0/ 8 часов
Эмоции
8
0/ 8 часов
Фигура человека
6
0/6 часов
Профиль человека
6
0/ 6 часов
Портрет человека
6
0/ 6 часов
Одежда
6
0/6 часа
Еда
6
0/6 часов
.Космос
Формы
аттестации/
контроля
Практика
Самостоятельная
работа
0/10 часов
7
Трансформация
10
8
Архитектура и
достопримечательности
0/8 часов
0/2 часа
2
Сказки
20 мин/3 часа 40 мин
Подготовка в выступлениям
4
6
Выступления
1 час/ 5 часов
0/ 6 выступлений
6
Учебный план
Календарный учебный график для дошкольников 4-5 лет
№ Месяц
п/п
1
сентябрь
Число
Форма
занятия
групповая
Кол-во
часов
Тема занятия
0,5
Вводный урок
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
октябрь
групповая
0,5
Содержание
урока
Форма
контроля
Техника
безопасности
Основные
приемы и
техники
Фон
Отработка
горизонтально
го фона и
создание
первых работ
Пальчиковое
Элементарные
рисование
рисунки:
солнце, облака,
дождь, лужи,
снегопад, буря,
снеговик.
Подводный
мир Медуза,
Простые формы
осьминог,
рыба,
черепаха, змея
темная, змея
светлая, краб,
Подводный
мир Акула, кит,
Сложные формы
дельфин,
морская звезда,
Еда (сладости)
Мороженое,
кекс, тортик,
гамбургер, сок,
молочный
коктейль.
Техника отсекания
Рыба, акула,
животное,
фигура
8
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3
ноябрь
групповая
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
человек,
Дерево,
чашка, цветок.
Пейзаж
Море, горы,
холмы и
водопад,
необитаемый
остров, вулкан
Деревенский и
Дом, заборчик,
скамейка,
сугробы,елка.
городской пейзаж
Многоэтажки,
фонарик,
скамейка,
елка.
Времена года
Снег, сугробы,
Лето Зима
домик, елочки,
заборчик,
трава, деревья,
солнце, цветы.
Времена года
Ручеек,
Осень, весна
сосульки,
лужи, дождь,
деревья,
листочки,
Повторение
Подводный
пройденных тем
мир, еда,
пейзаж,
Секретрисуем Медведь,кот,
мордочки животных
заяц, собака,
мышь, хомяк,
панда, белка,
ежик.
Рисуем
мордочки Лягушка,
животных
овечка,
хрюшка,
улитка.
Эмоции животных
Грусть, злость,
удивление,
страх, ужас,
радость, смех.
Рисуем птиц
Лебедь, цапля,
журавль.
Рисуем птиц
Пингвин, сова,
гусь, курица,
петух.
Насекомые простые
Бабочка,
комар,
гусеница
Насекомые простые
Таракан, божья
коровка, жук,
Насекомые простые
Паук, паутина,
Техника насыпания
9
4
5
декабрь
январь
групповая
групповая
0,5
Повторение
пройденных тем
0,5
Фрукты простые
0,5
Фрукты простые
0,5
Овощи простые
0,5
Овощи простые
0,5
Рисуем
животных
0,5
Рисуем животных в
полный рост
0,5
Предметы
посуда
0,5
Растительный
Деревья
мир
0,5
Растительный
Деревья
мир
0,5
Растительный
Цветы
мир
0,5
Растительный
Цветы
мир
0,5
Космос
Космические тела
0,5
Космос
Космические тела
профили
пчела, шмель,
Подводный
мир, птицы,
насекомые,
пейзаж, еда.
Вишня,яблоко,
груша, лимон,
банан.
Арбуз, ананас,
виноград
светлый,
темный.
Баклажан,
свекла, редис,
морковь,
перец,
брокколи,
картошка,
помидор.
Лиса, волк,
заяц, мышь,
собака, ежик,
Жираф,
верблюд,
олень, лошадь,
корова,овечка,
Ваза, чашка,
чайник,бокал,
ложка и вилка,
тарелка
Бросаем
деревья,
пальма, берeза,
елки 4 вида,
Дуб, яблоня,
африканское
дерево, сосна.
сакура.
Трава, камыш,
ромашка,
тюльпан, роза,
подсолнух,
Лилия,
мак,
сирень,
одуванчик,
пшеница
Галактика,
каметы,
звезды,
планеты
(Солнце, луна,
Сатурн,
10
0,5
0,5
6
февраль
групповая
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Рисуем животных,
трансформация
Лошадь,
единорог,
пегас, птица
0,5
Рисуем
геометрические
предметы
Предметы
Шар, куб,
конус, цилиндр
0,5
7
март
групповая
Юпитер ,
Земля)
Космос
НЛО, Силуэт
летающие тарелки
инопланетянин
а, портрет
НЛО,
летающая
тарелка,фантас
тические
растения.
Домашние животные Кошка, собака,
овечка, корова,
бык, курица,
петух, гусь,
Урок трансформации Пингвин, сова,
птица в полете,
Урок трансформации летучая мышь,
журавль.
Животные
Обезьяна, лев,
экзотические
жираф, слон,
Животные
Тигр,
экзотические
антилопа,
кенгуру,
бегемот
Рисуем животных,
Верблюд,
трансформация
жираф, олень,
лошадь,
0,5
Повторение
пройденных тем
0,5
Космос
Космонавт,
космический
транспорт
0,5
Космос
Космонавт,
космический
транспорт
Ваза, чайник,
чашка.эмоции.
Пейзаж,
растения,
космос,
животные,
Рисуем
космонавта,
лица и
скафандр,
ракеты,
Силуэт
космонавта,
силуэт
инопланетянин
а,летающая
тарелка.
11
8
9
апрель
май
групповая
групповая
0,5
еда
0,5
еда
0,5
транспорт
0,5
транспорт
0,5
Одежда
0,5
Одежда
0,5
Рисуем
человека
фигуру
0,5
Рисуем
человека
фигуру
0,5
Силуэты
обитателей
0,5
Силуэты животных и
птиц
0,5
портрет
0,5
Портрет
0,5
Песочные картинки
героев из мультиков
0,5
Песочные картинки
героев из сказок
0,5
Рисуем ночь
морских
Батон,
мороженое,
кекс, конфеты,
Пицца, пирог,
гамбургер,карт
ошка фри,
молочный
коктейль.
Машина,
самокат,
велосипед,
танк.
Самолет,
вертолет,
поезд, автобус,
лодка.
Платье, сапог,
туфля,
кроссовок,
Шляпа, свитер,
штаны, шапка.
Техникой
пальчикового
рисования:
мальчик,
девочка
Фигуры
мальчика и
девочки в
движении
Рыба,
черепаха,
акула, медуза,
дельфин.
Змея, кот, заяц,
лиса, медведь,
ежик,
Рисуем черты
лица:
На темном
фоне
Смешарики,
Лунтик, Маша
и Медведь,
Домовенок
Кузя
Колобок, Баба
- Яга,
Буратино,
Доктор
Айболит
Деревня,
12
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
ИТОГО:
№ Месяц
п/п
1
сентябрь
город,
сказочный
пейзаж.
Рисуем день
Деревня,
город,
сказочный
пейзаж.
Натюрморт
Располагаем
все овощи на
одном столе.
Натюрморт
Располагаем
все фрукты на
одном столе
Одежда
силуэтный Платье, сапог,
рисуноктехникой шляпа, шапка,
отсекания
брюки, шуба.
динамика
Катание на
Фигуры человека
коньках, на
лыжах,
плавание,
скалолаз,
Итоговое занятие
Повторение
каждой темы.
36
Число
Календарный учебный график 5-6 лет
Форма
Кол-во Тема занятия
Содержание
занятия
часов
урока
групповая
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Вводный урок
Техника
безопасности
Повторение
всех основных
приемов и
техник.
Пальчиковое
Рыбы, птицы,
рисование
насекомые,
животные,.
Пальчиковое
Фигура девочки
рисование
и мальчика
Техника отсекания
Рыбы, птицы,
насекомые,
животные.
Техника насыпания
Рыбы, птицы,
насекомые,
животные.
Рисование
со Рисуем дома с
вспомогательными
помощью
предметами
визиток,
деревья
щеточками,
Форма
контроля
диагностик
а
13
2
октябрь
групповая
0,5
Создание
открытки
учителя
0,5
Придумываем
небольшой сюжет и
делимся
по
картинкам.
0,5
Отрабатываем
с
учениками сюжет по
ролям Сюжет не
более 8 минут.
0,5
Выступление
посвященное ко Дню
Учителя
Растительный мир Цветы - отработка
разными техниками
0,5
0,5
Деревья - отработка
разными техниками
0,5
Насекомые
отработка разными
техниками
0,5
Подводный
мир
Сложные формы
Подводный
мир
Сложные формы
0,5
3
ноябрь
групповая
песочной
ко дню
волосы
кисточками.
Книги, ваза с
цветами, школа,
ученики,
профиль
учителя,
колокольчик
Продумывание
сюжетной
линии с
использованием
трансформаций
Отработка
сюжета по
ролям
запоминая
последовательн
ость кто за кем.
Выступление на
сцене, запись
видеоролика
Трава, камыш,
ромашка,
тюльпан, роза,
подсолнух,
лилия.
Пальма, береза,
елки 4 вида,
дуб, яблоня,
Бабочка,
таракан, божья
коровка, жук,
паук, паутина,
комар, пчела,
червяк,
гусеница
Акула, кит,
дельфин.
морская звезда,
морской конек,
кашалот.
Овечка,
хрюшка,
корова, бык,
кот, собака.
Обезьяна, лев,
слон, жираф,
верблюд, змея.
0,5
Домашние животные
-отработка разными
техниками
0,5
Экзотические
животные
отработка разными
техниками
Пейзажи на светлом Горы, водопад,
фоне
вулкан, море,
0,5
14
0,5
Пейзажи на темном
фоне
0,5
Сладости -отработка
разными техниками
0,5
Едаотработка
разными техниками
0,5
Предметы
отработка разными
техниками
Архитектура
отработка разными
техниками
Одежда- отработка
разными техниками
0,5
0,5
4
декабрь
групповая
0,5
Трансформация
морских обитателей
0,5
Трансформация
животных
0,5
Трансформация птиц
0,5
Трансформация
портрета женский
0,5
Трансформация
портрета мужской
0,5
Создание песочной
открытки к Новому
году
лес, город,
деревня
Горы, водопад,
вулкан, море,
лес, город,
деревня.
Мороженое,
кекс, круассан,
конфеты,
леденец,
тортик, чизкейк.
Макароны в
тарелке,
гамбургер,
пицца, пирог.
Кувшин, ваза,
чайник, чашка,
ложка, вилка.
Замок, город,
мосты, мечеть,
церковь.
Платье, сапог,
туфелька,
кроссовок,шляп
а, кепка, штаны,
шапка.
Рыба Дельфин акула Кит - кашалот
Черепаха медуза осьминог
Жираф верблюд антилопа олень - лошадь единорог -пегас
- птица
Пингвин - сова летящая птица летучая мышь
- журавль
Девочка женщина бабушка;
мальчик мужчина дедушка
Зимний пейзаж,
сугробы,
подарки, камин,
15
0,5
Придумываем
небольшой сюжет и
делимся
по
картинкам.
0,5
Отрабатываем
с
учениками сюжет по
ролям Сюжет не
более 8 минут.
0,5
Выступление
посвященное ко Дню
Учителя
Повторение
пройденных тем
0,5
5
январь
групповая
0,5
Объем
геометрические тела
Объем - предметы
0,5
Объем - фрукты
0,5
Объем - овощи
0,5
Объем - насекомые
0,5
Объем
-морские
обитатели
0,5
Объем - птицы
0,5
Дед Мороз,
Снегурочка,
снеговик,
Олени, сани,
часы, елочки
Продумывание
сюжетной
линии с
использованием
трансформаций
Отработка
сюжета по
ролям
запоминая
последовательн
ость кто за кем.
Выступление на
сцене, запись
видеоролика
Подводный
мир, растения,
животные,
птицы,
насекомые.
Шар, куб,
цилиндр, конус
Чайник, чашка,
свеча, ваза,
кувшин,
бутылка,
Яблоко, лимон,
ананас,
арбуз,вишня,
клубника.
Помидор,
огурец, тыква,
чеснок, лук,
баклажан,
перец, кукуруза.
Божья коровка,
паук,
сороконожка,
дождевой
червяк,
кузнечик.
Рыба, крабик,
медуза,
осьминог,
черепаха, змея,
дельфин
Лебедь, сова,
курица, петух,
16
6
февраль
групповая
0,5
Объем -животные
0,5
Объем - человек
0,5
Одежда -отработка
разными техниками
0,5
Еда
-отработка
разными техниками
0,5
Овощи и Фрукты отработка разными
техниками
0,5
Создание песочной
открытки ко дню
Защитника
Отечества
Придумываем
небольшой сюжет и
делимся
по
картинкам.
0,5
0,5
Отрабатываем
по
ролям
по
очередности
под
музыкальное
сопровождение
0,5
Выступление
посвященное
23
февраля
Создание песочной
открытки
к
Международному
женскому дню 8
марта
Придумываем
небольшой сюжет и
делимся по ролям каждому
ученику
несколько картинок
Репетиция
0,5
7
март
групповая
0,5
0,5
журавль.
Кот, собака,
пингвин,
овечка, хрюшка
Фигура
человека,
профиль,
портрет.
Платье, обувь,
варежки, шарф,
шапка, шляпа,
шуба.
Сладости,
пицца, напитки,
батон,
гамбургер.
Банан,
яблоко,лимон,
ананас,
помидор, лук,
свекла,
картошка,
морковь
Танк, военные
атрибуты,
солдат, звезда,
23, надпись.
Отработка
сюжетной
линии с
использованием
трансформаций
Отработка
сюжета по
ролям
запоминая
последовательн
ость кто за кем.
Выступление на
сцене и запись
ролика
Рисуем цветы в
вазе, женский
силуэт портрет
мамы,
Продумывание
сюжетной
линии с
использованием
трансформаций
Репетиция
17
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
8
апрель
групповая
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
выступления
по сюжета к 9 мая
ролям под музыку
Выступление
Выступление на
посвященное 8 марта сцене и запись
ролика
Рисуем
героев Муха, Комар,
сказки
«Муха Паук, тараканы,
Цокотуха»
кузнечик,
гусеница, жук,
бабочка,монетк
а, самовар,
Рисуем героев из Репка,Дед,
сказки «Репка»
Бабка, Внучка,
собачка- Жучка,
кошка, мышка.
Персонажи
из Пчелка Майя,
мультфильмов
Панда Кунг -фу,
Валли.
Персонажи из сказок Колобок,
Курочка- Ряба,
Жаба и
кузнечик,
Рисуем
героев Теремок,
Сказки «Теремок»
мышка,
лягушка, зайка,
лисица, волк,
медведь
Создание песочной Галактика,
открытки ко дню планеты,
космонавтики
каметы, ракета,
космонавт.
Придумываем
Отработка
небольшой сюжет ко сюжетной
дню космонавтики
линии с
использованием
трансформаций
отрабатываем
по Отработка
ролям
сюжета по
ролям
запоминая
последовательн
ость кто за кем.
Репетиция
Репетиция
выступления
по сюжета ко дню
ролям под музыку
космонавтики.
Выступление
Выступление на
посвященное ко дню сцене и запись
космонавтики
ролика
Пейзаж - отработка Горы, холмы,
различными
вулкан, лес,
техниками
море,
необитаемый
18
9
май
групповая
0,5
Архитектура
0,5
Повторение
пройденных тем.
0,5
Создание песочной
открытки ко Дню
победы -9 мая
0,5
Придумываем
небольшой сюжет на
тему 9 мая
0,5
отрабатываем
по
ролям с учениками
запоминая
очередность
0,5
Репетиция
выступления
по
ролям под музыку
Репетиция
выступления
по
ролям под музыку
Выступление
посвященное ко Дню
Победы
Силуэты
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
остров,
водопад,
зимний
деревенский
пейзаж, ночной
город.
Замок,
очертание
города,
лестница,
башня, мост.
Пейзаж, овощи
и фрукты в
объеме,
профиль и
портрет
человека
Вечный огонь,
солдат, танк,
георгиевская
лента, старик и
внук.
Отработка
сюжетной
линии с
использованием
трансформаций
Отработка
сюжета по
ролям
запоминая
последовательн
ость кто за кем.
Репетиция
сюжета к 9 мая
Репетиция
сюжета к 9 мая
Выступление на
сцене и запись
ролика
Рыбы,
животные,
насекомые,
птицы, человек.
Эмоции животных
Отработка
эмоций на
мордочках
животных
Эмоции
человека Отработка
портрет
эмоций на
19
0,5
ИТОГО:
Свободное
рисование
различные темы
портрете
человека
Дети рисуют
на под фоновую
музыку
36
Содержание программы.
I.
История возникновения песочной анимации
1. Знакомство с материалом. Способы засыпки фона.
Теоретическая часть: история жанра «песочная анимация». Знакомство
с песком, световым столом. Правила техники безопасности при работе на
песочных столах, при работе с песком.
Практическая часть: засыпка фона песком, тренировка засыпки фона
разными способами.
II. Основные приѐмы песочного рисования
1. Знакомство с основными приѐмами песочного рисования
Теоретическая часть: основные приѐмы песочного рисования
Практическая часть: отработка основных приѐмов песочного
рисования. Сыплем песок из кулачка, насыпаем линии, упражнение
«солнышко», точки и кружочки, упражнение «лист», упражнение
«яичница-глазунья», упражнение «текст», упражнение «полумесяц» и
т.д.
2. «Море» - отработка засыпки фона
Теоретическая часть: основные приѐмы песочного рисования
Практическая часть: рисуем воду, рисуем фактуру морских волн
разными предметами (кисти, расчѐска).
3. «Подводный мир»
Практическая часть: рисуем по засыпанному фону осьминога и других
морских обитателей
4. «Пейзаж»
Теоретическая часть: основные приѐмы песочного рисования
Практическая часть: рисуем горный пейзаж
III. Основы композиции
5. Времена года
Теоретическая часть: Что такое пейзаж? Как правильно расположить
элементы пейзажа?
Практическая часть: создание летнего, осеннего, зимнего и летнего
пейзажа с использованием различных техник.
6. Натюрморт «Овощи и фрукты»
Теоретическая часть: Что такое натюрморт? Как передать объѐм в
песочном рисовании?
20
Практическая часть: создание рисунка из песка – натюрморт с
овощами и фруктами – с натуры. Передача светотеневого рисунка.
IV. Игра света и тени
7. «Ночной и дневной город»
Теоретическая часть: Закон контрастности.
Практическая часть: создание композиции «ночной город» и «
дневной город.
8. «Рисуем мордочки животных»
Теоретическая часть: Рисование животных песком.
Практическая часть:
создание нескольких композиций с
изображением разных животных с использованием «секрета».
V.
Воздушная Перспектива
9. «Пейзаж»
Теоретическая часть: Что такое многоплановый пейзаж?
Практическая часть: создание рисунка из песка –различных пейзажей
– с соблюдением основных правил перспективы.
10. «Горы и холмы»
Теоретическая часть: Правила перспективы
Практическая часть: создание композиции из песка «Горы и холмы».
VI. Пластика движений
11. «Сказки из песка»
Теоретическая часть: Пластика движений
Практическая часть: тренировка пластики движений и постановка рук
при рисовании песком. Создание рисунка на тему «Сказки из песка»
12. «Новогодний выступление»
Теоретическая часть: Пластика движений
Практическая часть: тренировка пластики движений и постановка рук
при рисовании песком. Создание рисунка на тему «Новогоднее
выступление»
VII. Основы песочной анимации
13. Песочная покадровая анимация. «Космос…»
Теоретическая часть: Песочная покадровая анимация.
Практическая часть: Создание нескольких кадров – иллюстрация на
тему «Космос».
14. Основные принципы и приѐмы анимации. «Космический мир»
Теоретическая часть: Принципы и приѐмы анимации
Практическая часть: Создание нескольких кадров на тему
«Космический мир»
15. Сюжет и его воплощение на экране. «Портрет»
Теоретическая часть: Как создать сюжет для воплощения его на
экране?
Практическая часть: Рисование лица человека.
16. Раскадровка. «Силуэт»
Теоретическая часть: Что такое раскадровка?
Практическая часть: Рисование силуэта человека.
21
VIII. Создание собственного анимационного сюжета
17. Выбор темы
Теоретическая часть: Выбор темы для создания песочной анимации.
Практическая часть: Выбор и разработка темы, рисование на бумаге
эскизов к кадрам будущего песочного фильма.
18. Разработка сюжета
Теоретическая часть: Сюжет.
Практическая часть: Разработка сюжета, рисование на песке кадров
будущего песочного фильма.
19. Поиск образов
Теоретическая часть: Основные образы будущего фильма.
Практическая часть: Разработка и рисование главных образов
песочного анимационного фильма.
20. Подбор музыкального сопровождения
Теоретическая часть: Песочное рисование и музыка.
Практическая часть: Подбор музыкального сопровождения и
синхронизация его с кадрами.
21. Корректировка движений. Отработка пластики движений
Практическая часть: Отработка пластики движении и корректировка
постановки рук.
22. – 27. Отработка и корректировка собственного анимационного сюжета
28. Песочное шоу. Показ своих фильмов
Методическое обеспечение программы
№
Форма
занятия
1
Беседа.
Практическая
работа
2
Рассказ.
Практическая
работа
3
Рассказ.
Практическая
работа
Приѐмы
и
методы
организации
Иллюстрированн
ый рассказ,
анализ,
самостоятельная
работа.
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация
наглядного
материала.
Самостоятельная
работа.
Объяснение,
демонстрация,
упражнения,
Методический
и Формы
дидактический
подведения
материал
итогов
Этапы выполнения
Анализ
работы,
выполненно
видеоматериалы,
й работы
музыкальное
сопровождение.
Этапы выполнения
Самооценка
работы,
фотовыстав
видеоматериалы,
ка работ
музыкальное
сопровождение.
Этапы выполнения
работы, картины
известных
Оценка
работ
педагогом и
22
самостоятельная
работа.
художников о море,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение,
фотографии морских
животных
Этапы выполнения
работы, картины
известных
художников о
космосе и горах,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
детьми.
4
Рассказ.
Практическая
работа
Объяснение,
демонстрация,
упражнения,
самостоятельная
работа.
Выставка
фоторабот.
Оценка
работ
педагогом и
детьми.
5
Беседа.
Практическая
работа
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа.
6
Рассказ.
Практическая
работа
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа.
Этапы выполнения
работы, пейзажи
известных
художников,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Выставка
фоторабот.
Оценка
работ
педагогом и
детьми
7
Беседа.
Практическая
работа
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа.
Этапы выполнения
работы, натюрморты
известных
художников,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Выставка
фоторабот.
Оценка
работ
педагогом и
детьми
8
Беседа. Игра.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с
учителем,
самостоятельная
работа.
Этапы выполнения
работы,
фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Анализ
выполнения
работы.
9
Беседа. Игра.
Объяснение,
Этапы выполнения
Выставка
Анализ
выполнения
работы.
23
Практическая
работа
разработка идеи,
самостоятельная
работа
работы,
фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
фоторабот.
Оценка
работ
педагогом и
детьми
10
Рассказ.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с
учителем,
самостоятельная
работа.
Этапы выполнения
работы,
фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Анализ
выполнения
работы.
11
Рассказ.
Практическая
работа
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
Этапы выполнения
работы,
фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Выставка
работ.
Оценка
работ
педагогом и
детьми
12
Рассказ.
Практическая
работа
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
Этапы выполнения
работы, картины
известных
художников к
русским народным
сказкам,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Самоанализ
13
Рассказ.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с
учителем,
самостоятельная
работа
Этапы выполнения
работы,
фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Выставка
фоторабот.
Оценка
работ
педагогом и
детьми
14
Рассказ.
Практическая
работа
Этапы выполнения
работы, иллюстрации,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
15
Рассказ.
Практическая
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
Рассказ.
Объяснение,
Выставка
фоторабот.
Оценка
работ
педагогом и
детьми
Выставка
фоторабот.
Этапы выполнения
работы, изображения
24
работа
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
русалок,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Оценка
работ
педагогом и
детьми
16
Рассказ.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с
учителем,
самостоятельная
работа
Самооценка
17
Рассказ.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с
учителем,
самостоятельная
работа
Этапы выполнения
работы, картины
известных
художниковпортретистов,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы,
фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
18
Рассказ. Игра.
Практическая
работа
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
Этапы выполнения
работы,
фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Выставка
фоторабот.
Оценка
работ
педагогом и
детьми
19
Беседа.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с
учителем,
самостоятельная
работа
Этапы выполнения
работы,
фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Анализ
выполнения
работы.
20
Рассказ. Игра.
Практическая
работа
Рассказ.
Практическая
работа
Этапы выполнения
работы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы
Самооценка
21
Демонстрация,
работа с
учителем,
самостоятельная
работа
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
самостоятельная
работа
Выставка
фоторабот.
Оценка
работ
педагогом и
детьми
Самооценка
25
22- Рассказ.
27 Практическая
работа
28
Отчѐтное
выступление
Рассказ.
Объяснение,
демонстрация,
самостоятельная
работа
Показ песочной
анимации,
индивидуальное
выступление
Этапы выполнения
работы, музыкальное
сопровождение
Оценка
работ
педагогом и
детьми
Музыкальное
сопровождение
Оценка
работ
педагогом и
детьми
Список литературы.
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС,
2003.
2. Войнова А. Песочное рисование. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия. «Речь».2010.
4. Другова Е. Пластилиновый аквариум. СПб.: Питер, 2013.
5. Игнатьев Е.А.. Психология изобразительной деятельности детей. -М.:
Просвещение, 1961.
6. Карлов Г.Н.. Изображение птиц и зверей. - М.: Просвещение, 1976.
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальных классах: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С.
Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
8. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2007.
9. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница:—
М.: ИНТ, 2010.
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М.: Издательство «Академия», 1999.
10. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей.
Виды и жанры изобразительного искусства. Книга для семейного чтения и
творческого досуга / Н.М.Сокольникова, С.П. Ломов. – М.:АСТ: Астрель,
2009.
11.Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей.
Натюрморт, портрет, пейзаж. Книга для семейного чтения и творческого
досуга / Н.М.Сокольникова, С.П. Ломов. – М.:АСТ: Астрель, 2010.
12.Эдвардс Бетти. Откройте в себе художника. – Минск: ООО "Попурри",
2009.
26