Введение
Одной из характерных тенденций развития современного образования в
нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту.
Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку
возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших
психических функций».
Навык чтения - явление сложное. Чтение – это НЕ сдача норматива по технике
чтения, НЕ умение правильно ставить ударение в словах и даже НЕ правильное
проговаривание каждого слова в тексте. Чтение – это ПОНИМАНИЕ текста. И
именно читательские умения обеспечат ребёнку возможность самостоятельно
приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и
самообразования.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной
программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Скорочтение» (НейроАзбука и
НейроГрамота) разработана на основе авторской методики по скорочтению Р.
Казарян «Скорочтение для детей», методики Л.Л. Васильевой «Тренажер
интеллекта для детей», С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения», Ш.Ахмадулин
«Скорочтение для детей», Е. Солдатова «НейроАзбука, Е. Солдатова
«НейроГрамота»
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для воспитанников 5-7 лет.
Актуальность данной программы определена тем, что при обучении чтению
у детей нередко возникает масса трудностей: низкая скорость чтения, при чтении
дети часто пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания,
не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при
слогослиянии, что в большинстве случаев затрудняет детям понимание
прочитанного.
Скорочтение – это не просто умение быстро осваивать большие текстовые
объемы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития
мыслительных операций. В процессе чтения совершенствуется оперативная память
и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит
умственная работоспособность будущего ученика.
Новизна представленной программы заключается в том, что воспитанники
имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению,
но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет
выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется
поле зрения, синхронизируются оба полушария головного мозга.
1.2. Цели реализации программы:
- создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения
скорости чтения,
- формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объема
информации,
- развитие интеллектуальных и творческих способностей в их взаимосвязи друг с
другом.
Задачи:
- обучать приемам скорочтения;
- развивать память и внимание;
- улучшать понимание прочитанной информации;
- развивать речь;
- развивать познавательную и творческую активности, интеллектуальные
способности;
- создавать комфортную обстановку для раскрытия умственных способностей
воспитанников;
-развивать навыки воображения, восприятия, умения работать и отдыхать,
переключаясь на другое задание.
Программа включает четыре основных направления:
- обучение детей скоростному и осознанному чтению;
- развитие образной, зрительной, слуховой памяти и внимания;
- развитие мыслительных процессов;
- улучшение качества разговорной речи.
Основными принципами работы программы являются:
- учет возрастных особенностей дошкольников;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- системно-деятельностный подход;
- управляемость образовательным процессом.
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребенка при
руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и
эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению,
улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода.
Один из самых главных принципов обучения скорочтению – постоянно держать
ребенка на грани его возможностей.
Приемы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
- наглядные: демонстрация действий;
- практические: упражнения, выполнение графических записей;
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ;
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.
Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных
условий на занятиях.
1.3. Планируемые результаты:
- увеличение скорости чтения;
- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и
понимания прочитанного;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения.
В результате обучения по данной программе воспитанники:
- увеличат скорость и объем чтения;
- разовьют высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- разовьют память: зрительную, образную, слуховую, логическую;
- синхронизируют работу обоих полушарий мозга;
- расширят поле зрения;
- совершенствуют мышление;
- разовьют артикуляцию и мелкую моторику.
Основной показатель качества освоения программы - увеличение скорости чтения
и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост воспитанников.
1.4. Учебно-тематический план.
Количество часов
п/п
Наименование разделов и тем
теория практика
всего
1. Вводное занятие.
0,5
0,5
1
2. Концентрация внимания.
0,5
3,5
4
3. Вербальный интеллект.
1
3
4
4.
5.
Арифметика и логика.
Зрительная память.
1
0,5
4
4,5
5
5
6.
7.
Наглядно-образная память.
Мнемотехники.
0,5
0,5
4,5
5,5
5
6
8.
Слуховая память.
0,5
5,5
6
и 0,5
4,5
5
0,5
3,5
4
0,5
0,5
1
3,5
3,5
9
4
4
10
8
1
58
1
64
9. Координация
работы
полушарий
ритмичность.
10. Работа с таблицами Шульте.
11. Нейрогимнастика.
12. Вариативность мышления.
13. Чтение.
14. Итоговое занятие.
Итого:
1.5. Содержание программы.
Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая практическая (тренинговая).
Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет
пользоваться во время выполнения тренинговой части.
Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов.
Выполнение этих шагов позволит воспитаннику овладеть скорочтением.
Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга,
проходить все задания по указанному плану.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и режим занятий.
Форма проведения: подгрупповые занятия. Количество обучающихся в группе: до 8
человек.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Всего - 64 академических часов в год.
Длительность занятия - 30 минут.
Структура занятия.
Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
1. Разминка.
2. Работа с таблицами Шульте.
3. Зрительная память.
4. Образная память.
5. Распределение внимания, концентрация.
6. Мнемотехники (карточки).
7. Зрительная гимнастика/ скороговорки.
8. Чтение.
9. Слуховая память.
10. Нейрогимнастика.
11. Работа с текстом (ответы на вопросы, пересказ, антиципации).
12. Гибкость мышления.
13. Гармонизация работы правого и левого полушария.
14. Развитие периферийного зрения.
15. Упражнение на задействование двух мыслительных операций.
16. Упражнение на развитие подвижности речевого
аппарата. Упражнения на концентрацию внимания:
- «Зачеркни пары»,
- «Зачеркни фигуры»,
- «Закрась стрелки»,
- «Найди букву»,
- «Найди слово».
Упражнения на развитие вербального интеллекта:
- «Найди лишнее слово»,
- «Вопрос-ответ»,
- «Синонимы»,
- «Антонимы»,
- «Закончи предложение»,
- «Лексическое значение слов и их значений»,
- «Группы слов»,
- «Один - много».
Упражнения на развитие зрительной памяти:
- «Упражнения с картинками»,
- «Что поменялось?»,
- «Что пропало?»,
- «Игрушки по парам»,
- «Игрушки - сказка».
Упражнения на развитие наглядно-образной памяти:
- «Квадрат»,
- «Точки»,
- «Узор».
Мнемотехники:
- «Метод историй»,
- «Карточки»,
- «Сказка и рассказ»,
- «Римская комната»,
- «Шпион»,
- «Пары слов»,
- «Ассоциация».
Упражнения на развитие слуховой памяти:
- «Послушай, запомни, ответь на вопросы»,
- «Запомни слова и составь рассказ».
Координация работы полушарий и ритмичность:
- «Мозаика»,
- «Обведи фигуры двумя руками одновременно в одну сторону»,
- «Рисуем двумя руками одновременно»,
- «Разукрашивание двумя руками одновременно»,
- «Алфавит».
Работа с таблицами Шульте.
В таблицах чисел от 1 до 10, где числа расположены в произвольном
порядке, нужно найти числа от 1 до 10 по порядку за 1-2 минуты.
Варианты заданий:
-Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
-Назови и покажи все числа в порядке убывания.
-Правой рукой покажи зелёные числа, а левой - красные.
Нейрогимнастика:
- «Кулак-ладонь»,
- «Центр ладони»,
- «Фоторамка»,
- «Танец»,
- «Крестик»,
- «ОК-2», «ОК-3»,
- «Круговые движения большими пальцами».
Вариативность мышления:
- «Записать слова по теме»,
- «Слова на заданную букву»,
- «Составить слова из букв слова»,
- «Две операции одновременно левой и правой рукой».
Чтение:
- «Слоговые таблицы»,
- «Шторка»,
- «Моторчик»,
- «Столбики слов на скорость»,
- «Чтение под стук»,
- «Догонялки»,
- «Анаграммы»,
-«Чтение по очереди»,
- «Антиципации»,
- «Слова с пропусками».
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
- столы,
- стулья,
- магнитная доска,
- таблицы Шульте,
- комплекты раздаточных материалов, используемых на занятиях (по количеству
обучающихся), дополнительно - демонстрационный комплект для педагога,
- Мнемокарты,
- цветные карандаши,
- наглядность: картинки, игрушки,
- мозаика.
2.2. Оценочные материалы
В процессе реализации дополнительной образовательной программы
«НейроАзбука» (скорочтение и развитие интеллекта) контроль за уровнем усвоения
материала носит систематический характер и проводится на каждом занятии.
Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого
ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для
целенаправленного планирования изменений в условиях, формах и видах
деятельности, которые соответствовали бы его индивидуальным потребностям.
Для оценки личностного роста обучающихся проводится вводное и итоговое
занятие (Приложение 1).
2.3. Список литературы:
1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать
прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.
2. Ахмадуллин Ш. «Развитие логики и мышления у детей». - М.: Билингва, 2015- 60
с.
3. Ахмадуллин Ш. «Развитие памяти у детей».- М.: Билингва, 2015- 110 с.
4. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». - М.: "Просвещение”, 1991. - 32с.
5. Абдулова Г. Ф. «Скорочтение для детей». - Малыш, 2018. - 512 с.
6. Зотов С.Г. «Повышение скорости чтения». -Феникс, 2016. - 125 с.
7. Васильева Л.Л. «Тренажер интеллекта для детей 6-8 лет». - М.: Билингва, 2018160 с.
8. Васильева Л.Л. «Тренажер интеллекта для детей 8-10 лет». - М.: Билингва, 2018240 с.
9. Васильева Л.Л. «Тренажер интеллекта для детей 11-12 лет». - М.: Билингва,
2018240 с.
10. Королева Г. В. «Читаем быстро». - Омега-Л, 2019 - 336 с.
Результаты ВУ
Приложение
Вводное/итоговое занятие
ФИО ребенка ___________
Концентрация внимания __
Таблицы Шульте ________
Переключаемость внимания
Ритмичность мышления __
Слуховая память _______
Г ибкость мышления _____
НОП
Вербальный интеллект _________
Зрительная память ___________
сл./мин
Читает / не читает
Темп
чтения
.
вслух
Считает /не считает Цифры знает до ______
Примечания __________________________
Проверка скорости чтения для входного контроля.
Воспитаннику необходимо прочитать текст (если читающий) и ответить на вопросы.
Фиксируется результат: количество прочитанных слов за 1 минуту, количество
правильных ответов на поставленные вопросы.
Лисица и журавль.
Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не
мог взять своим длинным носом, лисица сама всё поела.
На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким
горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую
шею и всё выпил один. (56 слов)
1. Как лиса решила обмануть журавля?
2. Как журавль перехитрил лису?
3. Как назывался рассказ?
4. Перескажи отрывок близко к тексту.
Поверка скорости чтения для итогового контроля. Динамика усвоения программы
фиксируется на основании результатов входного и итогового контроля.
Три медведя.
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу
домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она
посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили
три медведя. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
(54 слова)
1. Кто жил в домике?
2. «Дверь была отворена» — как можно сказать иначе?
3. Как назывался рассказ?
4. Перескажи отрывок близко к тексту.
1. Найди в таблице парные (одинаковые) фигуры. Вычеркни
одной чертой.
2. Посчитай как можно больше таблиц Шульте за 2 минуты.
3. Какое слово лишнее? и почему?
Ураган, дождь, ветер, пляж
Варенье, пряники, суп, печенье
Игра, шахматы, скакалка, книга
Верблюд, пчела, медведь, тигр
4. Запомни расположение картинок и повтори.
5. Слуховая память.
Рисование для обезьяны — очень увлекательное дело, по мнению
исследователей, они готовы заниматься им весь день. Обучать обезьян
рисовать совсем не нужно. Они сами делают это сами в процессе
работы. Обезьяне дают карандаш и сажают перед чистым листом
бумаги, и ее сейчас же охватывает волнение, она начинает рисовать.
О чем был текст?
6. Гибкость мышления: назови все названия фруктов, которые ты
знаешь.
7. Наглядно-образная память. Запомни расположение геометрических
фигур и нарисуй ух в своем бланке.
8. Вербальный интеллект.
Назови слова синонимы:
Красивый
Добрый
Утро
Друг
Высоко
Солнечно
9. Зрительная память. Запомни картинки.