1. Пояснительная записка
Общие сведения о программе
Программа дополнительной образовательной услуги «Речевая мозаика»,
предназначенная для занятий с детьми 4-5 лет, рассчитана на один год обучения.
Основной целью данной программы является овладение разнообразными
речевыми умениями, совершенствование и развитие у дошкольников младшего и
среднего возраста моторики органов артикуляции и мелкой моторики, развитие
слухового внимания, фонематического и речевого слуха.
Овладение
родным
языком,
развитие
языковых
способностей
рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка
дошкольного возраста, который предоставляет большие возможности для решения
многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Направленность дополнительной образовательной программы: социальнокоммуникативная, речевая, познавательная, физическая.
Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого
процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей
ребенка - дошкольника, на улучшение речевого развития, формирование устной
речи детей младшего и среднего дошкольного возраста, обогащение их словарного
запаса.
В ней предусматривается постепенное расширение и усложнение
программных задач.
Эффективность программного
материала обусловлена следующим:
используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку,
пробуждает положительные эмоции.
Программа дополнительного образования «Речевая мозаика»
по
удовлетворению образовательных потребностей детей в речевом развитии
учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей
среднего дошкольного возраста, соответствует требованиям ФГОС ДО.
Новизна программы
Новизна программы «Речевая мозаика»: введение национально-регионального
компонента в содержание дополнительной образовательной программы,
использование инновационных технологий обучения по данной образовательной
программе, авторских разработок.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической,
грамматической. В возрасте 4-5 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка.
Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и
правильно произносить их. Но малышам не всегда это удается. Так, трудные для
произношения звуки заменяются более доступными и легкими. Твердые согласные
звуки нередко заменяются мягкими. В результате дети затрудняются в
произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки,
переставляют слоги, укорачивают слова. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп,
поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической
помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа,тем она
эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети
старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в
форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к
основнымзанятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность четко и
своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и
личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его
внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять
специальныеупражнениядлямногочисленныхоргановимышцлица,ротовойполости
- артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов,
принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики
признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В.
Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В.
Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чивилева, Г.В. Чиркина и др.). Артикуляционная
гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции
нарушений звукопроизношения любой этиологии.
У ребенка органы артикуляции развиты еще слабо, поэтому следует помочь
ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание
способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо
дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь
артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и
является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Кроме
того, для формирования правильной речи очень важно
создать оптимальные условия. К ним относятся:
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если
движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие
ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и
кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующимречевоеразвитие
ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке
кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим
работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления
ребенка.
Формированиеправильногоречевогодыхания
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается
от физиологического тем, что это управляемый процесс.
В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого
воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает
нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность
речи.
Развитие фонематического слуха
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух.
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает
(запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – чтото точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха
проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в
дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения
вообще.
Методические аспекты реализации программы:
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее
построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность
каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- Сочетание принципа научной обоснованности и практической
применимости, содержание программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то
есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура,
здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение
художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
- Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации,
непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в
образовательной программе означает:
признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
признание неограниченных возможностей развития личного потенциала
каждого ребенка;
уважение к личности ребенка со стороны всех участников
образовательного процесса.
- Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения
обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и
возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные
особенности развития ребенка.
- Принцип последовательности и систематичности. Последовательность
при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с
повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на
детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных
упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень
двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к
качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно
совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций.
Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения
сходного с ним, но более простого.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
При организации двигательной активности детей следует учитывать их
возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно
требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние
здоровья каждого ребенка. В процессе выполнения упражнений необходимо
наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии
с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Очень важно соблюдать
баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
- Принцип
оздоровительной
направленности,
обеспечивающий
оптимизацию
двигательной
активности
детей,
укрепление
здоровья,
совершенствование физиологических и психических функций организма.
- Принцип - развивающий эффект, этот принцип требует соблюдения
повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное
выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий;
постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное
увеличение и обновлениезаданий в сторонуих усложнения, увеличения объемаи
интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма)
Цели и задачи программы
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы
является овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой
выразительности, развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.
Задачи программы
1.
Формировать произвольные, координированные движения органов
артикуляции.
2.
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Подготовить речевой
аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных
фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
3.
Способствовать развитию правильного физиологического и речевого
дыхания.
4.
Формировать и развивать фонематические представления и навыки.
5.
Развивать движения кистей и пальцев рук.
6.
Развивать психические процессы детей (внимание, память,
воображение).
7.
Развивать потребность в общении и формировать коммуникативные
навыки, инициативность и самостоятельность у детей
Методы, используемые при реализации дополнительной образовательной
программы:
1)
Наглядные:
- непосредственные (метод наблюдения и его разновидности: осмотры,
рассматривание натуральных предметов);
- опосредованные (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание
картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.).
2) Словесные (чтение и рассказывание/пропевание художественных
произведений, заучивание наизусть и т.п.).
3) Практические (различные дидактические игры, игры-драматизации,
инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)
Режим организации занятий:
Количество занятий – 1 раз в неделю.
Периодичность занятий – с октября по май.
Длительность проведения занятий в соответствии
санитарными нормами: средняя группа – 20 мин.
с
действующими
Ожидаемые результаты
Работа дополнительной образовательной программы позволит занять детей в
свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить
детей, снять «установку» на образовательную деятельность, поспособствует
развитию фантазии, воображения, памяти детей, научит их передавать различные
эмоциональные состояния.
Повысится:
уровень развития общих речевых навыков: артикуляционной, общей и
мелкой моторики, дыхания;
уровень сформированности базовых психических процессов;
дети овладеют разнообразными речевыми умениями, средствами
языковой выразительности. Сформируют социальные навыки (навыки совместных
групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми).
3. Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
Название раздела
Развитие моторики артикуляционного аппарата, развитие
дыхания
Развитие фонематического слуха, слухового восприятия
Развитие мелкой моторики пальцев рук, самомассаж
Развитие грамматического строя речи, связной речи,
обогащение словаря
Итого:
Кол-во часов
14 часов
5 часов
7 часов
6 часов
32 часа
4. Перспективно-тематический план занятий в средней группе
№
занятия
1.
2.
3.
4.
Тема и ход занятия
Программное содержание
ОКТЯБРЬ
Логотренинг «Мой веселый язычок»»
- Познакомить с органами артикуляции.
- Уметь удерживать открытым рот с одновременным
(см. Н.В. Рыжова стр. 3)
1.Артик.упражн.«Лягушка»; «Окошко» показом верхних и нижних зубов.
2. Использование Су-Джок терапии
- Использования Су-Джок терапии: Стимуляция
3. Упражнение «Кто дальше загонит
высокоактивных точек соответствия всем органам и
мяч?»
систем, расположенных на кистях рук.
- Упражнения: вырабатывать плавную, длительную,
4.Игры: «Тишина», «Чей звук»,
непрерывную воздушную струю, идущую посередине
«Музыканты»
языка.
- Развивать слуховую память и слуховое внимание.
Логотренинг «Мой веселый язычок»
- Выработать подвижность и активность губ.
(см. Н.В. Рыжова стр.3)
- Закрепление знаний в упражнениях, играх.
1. Артик.упражн. «Лягушка»,
- Использования Су-Джок терапии: Стимуляция
«Слоник»
высокоактивных точек соответствия всем органам и
систем, расположенных на кистях рук.
2. Использование Су-Джок терапии
Массаж Су-Джок шара
- Развитие длительного, плавного выдоха, активизация
3. Игра «Я мячом круги катаю»
мышц губ.
4. Игра «Угадай на чем играют»,
- Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
«Музыканты»
Логотренинг «Мой веселый язычок»
- Выработать подвижность и активность губ.
(см. Н.В. Рыжова стр.4)
- Закрепление знаний в упражнениях, играх.
1. Использование Су-Джок терапии
- Использования Су-Джок терапии: Стимуляция
2. Пальчиковая игра «Черепаха»
высокоактивных точек соответствия всем органам и
3.«Бабочка-лети»
систем, расположенных на кистях рук.
4.« На улице»
- Развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
- Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
Логотренинг «Мой веселый язычок»»
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
(см. Н.В. Рыжова стр. 5)
артикуляционной гимнастики; развитие движений
1. Пальчиковая гимнастика «Моя
органов артикуляционногоаппарата;
семья»
- Развитиепальчиковоймоторики;
2. Этюд «Дружная семья»
- Снятиеэмоциональногонапряжения;
3. Игра «Мой дом»
- Развитиепространственныхпредставлений;
4. Игра: «Дочки-матери».
- Формироватьвоображение;
Нищева Н.В. Стр 357
- Побуждать вступать в игровое и речевое
Материалы, оборудование
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
-Шарики и колечки Су-джок
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
-Шарики и колечки Су-джок
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания,
-Шарики и колечки Су-джок
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания,
- Иллюстративный материал по теме
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
взаимодействие.
5.
Логотренинг «Как язычок пил чай с
друзьями»
(см.Н.В.Рыжова стр.6-7)
1. Пальчиковая гимнастика: «В лесу».
2. Подвижная игра: «Лиса-чудница».
4. Упражнения «Сдуй бабочку»;
«Звукоподражания животным»
5. Игра-имитация «Заячья зарядка»,
Ладутько Л.К., стр. 69, зад.5)
6.
Логотренинг «Как язычок отметил
день рождения» (см. Н.В. Рыжова
стр. 7-9)
1. Пальчиковаягимнастика:
«Изобрази»
2. Дидактическая игра: «Кто в саду»
3. Стихотворение «Сапожки»
4. Игра «Клубочек»
5. Дидактическая игра: «Собери
корзину с овощами или фруктами»
Нищева Н.В. Стр 159
Логотренинг «Как язычок ходил в
гости к белочке» (см. Н.В. Рыжова
стр. 9-10)
1. Игра с мячом «Скажи наоборот»
2. Игра «Кто больше назовет слов,
относящихся к осени?
3. Комплекс упражнений «Листопад»
4. Этюд «Встреча с другом».
5. Дидактическая игра: «Кто здесь
живет?»
Нищева Н.В. Современная система
коррекционной работы в группе
компенсирующей направленности для
детей с нарушениями речи с 3 до 7
7.
НОЯБРЬ
- Учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики; развитие движений
органов артикуляционного аппарата;
- Развитиепальчиковоймоторики;
- Развитиеобщеймоторики;
- Формирование навыков речевого дыхания; умение
изменять голос по силе и высоте;
- Закрепление навыков правильного
звукопроизношения, выразительного интонирования
речи;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Закрепление знанийполексическойтеме «Дикие
идомашние животные».
- Учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики; развитие движений
органов артикуляционногоаппарата;
- Развитиепальчиковоймоторики;
- Развитиеобщеймоторики;
- Формированиенавыковречевогодыхания;
- Развитиеречевогослухаипамяти;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Составление описательного рассказа по алгоритмам
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики; развитие движений
органов артикуляционного аппарата;
- Употреблениесравнительнойстепенинаречий;
- Употребление падежных форм существительных во
множественном числе;
-Развитиепамяти.
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для поддувания
- Шапочки-маски
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
- Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания, дидактические
пособия и игры, основанные на
методике наглядного моделирования
-Клубок
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
- Иллюстративный материал по теме
- Мяч
- Листочки
8.
9.
10.
11.
лет. 2016 г. Стр. 168
Логотренинг «Как язычок варил
грибной суп»
(см.Н.В.Рыжова стр.10-11)
1.Пальчиковая гимнастика «Грибы»
2.Отгадывание загадок по теме
3.Массаж Су-Джок шара «Я мячом
круги катаю»
4.Игра «Удачливый грибник»
Нищева Н.В. Стр 161
1.Логотренинг «Как язычок строил
дом»
(см. Н.В. Рыжова стр. 37-39)
2.Пальчиковая гимнастика «Дом»
3.Массаж Су-Джок шара «Я мячом
круги катаю»
4.Игра «Здесь и там»
5.Речеваяигра «Великанигномик»
6.Чистоговорка
Нищева Н.В. Стр 177
1.Логотренинг «Как язычок навещал
любимых питомцев»
2.Игра «Доскажи словечко»
3.Пластические этюды «Зима»
4.Упражнение «Вьюга»
5.Игра «Бывает-небывает»
Нищева Н.В. Стр 165
1.Логотренинг «Как язычок гулял в
лесу»
(см. Н.В. Рыжова стр. 24-25)
2.КРД «Помогаем маме»
3.Отгадывание загадок по теме
4.Игра с мячом «Скажи ласково»
5.Игра: «Чья это вещь?»
Нищева Н.В. Стр 163
- Продолжать учить детей выполнять
упражненияартикуляционной гимнастики; развитие
движений органов артикуляционного аппарата;
- Развитиепальчиковоймоторики;
- Использования Су-Джок терапии: Стимуляция
высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.
- Различатьиупотреблятьпредлоги;
- Употреблять существительные в родительном падеже
множественного числа.
ДЕКАБРЬ
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики; развитие движений
органов артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Употреблять существительные во множественном
числе;
Употребление существительных в уменьшительноласкательной форме.
- Выработать подвижность и активность губ, уметь
удерживать открытым рот с одновременным показом
верхних и нижних зубов.
- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной
гимнастики;
- Упражнять в изменении существительных по падежам;
правильное употребление предлогов;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие речевого дыхания и голоса;
- Развитие внимания.
- Выработать подвижность и активность губ, уметь
удерживать открытым рот с одновременным показом
верхних и нижних зубов.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики; развитие движений
органов артикуляционногоаппарата;
- закрепление умения образовывать существительные
при
помощи
уменьшительноласкательных
суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
-Шарики и колечки Су-джок
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
-Шарики и колечки Су-джок
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
- Иллюстративный материал по теме
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
- Иллюстративный материал по теме
- Мяч
12.
1.Логотренинг «Снеговики радуются
морозу»
2.Пальчиковая гимнастика «Новый
год»
3.Звукоподражание птицам Снегирь:
«Фью-фью-фью» Чайка: «Га-ак-агаг,гре-гри» Синица: «Кик-кик-кик»
Воробей: «Чик-чи-рик»
4.Игра «Назови ласково»
5.Игра «Объясни слова Незнайке»
Нищева Н.В. Стр 166
13.
1.Логотренинг «Снеговики радуются
морозу»
2.Артикуляционная сказка «Зима»
3.Пальчиковая гимнастика «Снежная
баба»
4.Обыгрывание ситуации «Новый год»
5.Пальчиковый театр «Теремок»
Нищева Н.В. Стр 356
14.
1. Логотренинг «Снеговики радуются
морозу»
2. Артикуляционная сказка «Маша и
медведь»
3. Пальчиковая игра «Три медведя»
4. Пальчиковый театр «Репка»
5. Дидактическая игра «Угадай
сказку»
Нищева Н.В. Стр 458
1. Логотренинг «Однажды в зимний
день»
2. Пальчиковые игры по мотивам
15.
Образование притяжательных прилагательных с
помощью суффикса –ин- Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, -Карточки артикуляционных
удерживать его широким и распластанным.
упражнений
- Продолжатьучитьдетейвыполнятьупражнения
-Пособия для развития мелкой
артикуляционной гимнастики;
моторики, дыхания
-Развитие пальчиковой моторики;
- Иллюстративный материал по теме
- Развитие речевого дыхания и силы голоса;
-Флеш-накопитель
- Учить употреблять слова в уменьшительноаудиоматериалами
ласкательной форме;
Учить объяснять трудные слова.
ЯНВАРЬ
- Продолжать формировать верхний подъем языка в
форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе
и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной
гимнастики;
- Развивать длительный, плавный и сильный выдох.
- Использовать Су-Джок терапию: Стимуляция
высокоактивных точек соответствия всем органам и
систем, расположенных на кистях рук.
- Развитие пальчиковой моторики;
- Учить изображать действия сказочных персонажей и
зверей;
-Формирование всех компонентов речи через
инсценировку сказки.
- Продолжать формировать верхний подъем языка в
форме «Чашечки».
- Учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Формирование всех компонентов речи через
инсценировку сказки;
Учить отгадывать сказку по иллюстрациям.
- Закрепить нижнее положение языка для свистящих
звуков и выработать направленную воздушную струю
по средней линии языка.
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
- Пальчиковый театр
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
- Пальчиковый театр
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
16.
народных сказок «Теремок»
3. КРД «Игры зимой»
4. Массаж Су-Джок шара «Я мячом
круги катаю»
5. Этюды «Что ты будешь делать на
прогулке»
Нищева Н.В. Стр 602
1. Логотренинг«Однажды в зимний
день»
2. Артикуляционнаягимнастика
3. Пальчиковаягимнастика
4. Речевая игра с мячом «Кто, чем
занимается»
5. Игра «Кто чем работает»
Нищева Н.В. Стр 170
17.
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика «Много
мебели в квартире»
3. Игра «Какая это мебель»
4. Загадки по теме
5. Игра «Без чего не бывает»
Нищева Н.В. Стр 164
18.
1. Артикуляционная гимнастика
2. «Составление простых предложений
по демонстрации действий»
3. Дыхательное упр. «Погрей руки»
4. Игра «Один-много»
Нищева Н.В. Стр 457
1. Артикуляционная гимнастика
2.«Составление простых
предложений по демонстрации
действий»
3. Игра «Что делают»
4.Играм/п «Кому это нужно для
службы»
Нищева Н.В. Стр 298
1. «Пальчиковые игры по мотивам
19.
20.
- Стимуляция высокоактивных точек соответствия
всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики;
- Снятие эмоционального напряжения;
Развитие памяти и мелкой моторики;
моторики, дыхания
- Пальчиковый театр
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную
связку.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
Закрепление знаний детей о профессии, обогащение
глагольного словаря детей, развитие внимания,
ловкости;
ФЕВРАЛЬ
- Выработать умение чередовать движения языка к
уголкам рта: вправо – влево. Вырабатывать умение
быстро менять положение языка.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Образование прилагательных;
- Учить отгадывать загадки;
Развивать память, внимание.
- Вырабатывать подъём языка вверх и подвижность
его передней части.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики;
Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую
моторику, ловкость, координацию движений.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики;
- Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую
моторику, ловкость, координацию движений.
Закрепление знаний о военных профессиях.
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
- Иллюстративный материал по теме
- Мяч
- Учить детей выполнять упражнения
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
- Пальчиковый театр
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
- Иллюстративный материал
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
- Иллюстративный материал
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
народных сказок «Колобок»
2. Игра «Как называется»
3. Чистоговорка
4. Игра «Что делали с этим продуктом»
Нищева Н.В. Стр 421
21.
22.
1. Пальчиковая игра «Наши мамы»
2. Кинезиологическое упражнение
«Пальчики здороваются»
3. Игра «Назови ласково»
4. «Расскажи, какая твоя мама»
Нищева Н.В. Стр 172
1. Пальчиковые игры «Домики для
пальчиков»
2. КРД «Шаловливые сосульки»
3. Игра «Ответь правильно»
4. «Скажи наоборот»
Нищева Н.В. Стр 172
23.
1. Пальчиковые игры по мотивам
народных сказок «Заяц, петух и лиса»
2. Игра «Какая у нас есть посуда?»
3. «Где живут продукты»
Нищева Н.В. Стр 164
24.
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Муз.игра «Что за шум на этой
кухне»
4. Игра «Какой у нас есть прибор?»
Нищева Н.В. Стр 15
25.
1.
Артикуляционная сказка
«Зоопарк»
артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного,
точного переключения с одной артикуляции на
другую;
- Формирование всех компонентов речи через
инсценировку сказки;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Образование прилагательных;
- Употребление глагольных форм
МАРТ
-Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем
языка вверх.
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Учить составлять рассказы, использовать в речи
распространенные предложения.
упражнений
-Пособия для развития мелкой
моторики, дыхания
- Пальчиковый театр
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
- Иллюстративный материал
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Карточки артикуляционных
упражнений
- Иллюстративный материал
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
- Учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного,
точного переключения с одной артикуляции на
другую.
-Развитие памяти и мелкой моторики;
- Учить отвечать полным предложением;
Употребление слов с противоположным значением.
-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной -Карточки артикуляционных
гимнастики, добиться ритмичного, точного
упражнений
переключения с одной артикуляции на другую.
- Иллюстративный материал
- Развитие памяти и мелкой моторики;
-Карточки с заданиями
- Формирование всех компонентов речи через
-Флеш-накопитель
инсценировку сказки;
аудиоматериалами
-Развивать речь, правильно употреблять в речи
предлоги.
- Учить детей выполнять упражнения
-Карточки артикуляционных
артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного,
упражнений
точного переключения с одной артикуляции на
- Иллюстративный материал
другую.
-Карточки с заданиями
- Развитие памяти и мелкой моторики;
-Флеш-накопитель
- Учить отвечать полным предложением;
аудиоматериалами
-Употребление слов с противоположным значением.
АПРЕЛЬ
- Продолжать учить детей выполнять упражнения -Карточки артикуляционных
артикуляционной гимнастики; развитие движений упражнений
26.
27.
28.
29.
30.
2.
Пальчиковая игра с музыкой «У
жирафов»
3. Игра «Один, два, три, четыре,
пять»
4. Игра «Без чего не бывает»
Нищева Н.В. Стр 164
1.Логопедическая гимнастика
2.Комплекс упражнений «Ракета»
3.Пальчиковая гимнастика «Звездочет»
4.Игра «Посылка»
Нищева Н.В. Стр 366
1. Логопедическая гимнастика
2.Пальчиковая гимнастика «Прилетели
к нам грачи»
3.Загадки по теме
4.Игра «Посылка»
Нищева Н.В. Стр 63
1. Логопедическая гимнастика
2. Игра-лото: «Транспорт»
3. П/И «В гости» (см. Н.П.
Мещерякова «Коррекция речевых и
неречевых расстройств у
дошкольников)
4. Подвижная игра «Выбирай машину»
5. Дидактическая игра «Куда пойдѐшь,
там и найдѐшь»
Нищева Н.В. Стр 184
1. Артикуляционная сказка «Божья
коровка»
2. Пальчиковая игра с музыкой
«Паучок»
3. Упражнение «Звукоподражания
насекомым»
4. Загадки
Нищева Н.В. Стр 194
1. Артикуляционная сказка «Цветы»
2. Пальчиковая игра с музыкой
«Ландыш»
органов артикуляционногоаппарата;
-Развитие сильного плавного направленного выдоха;
- Согласование существительных с числительными.
- Иллюстративный материал
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
-Расширение
объема
словаря,
уточнение
представлений о признаках предметов, развитие
связной речи.
-Карточки артикуляционных
упражнений
- Иллюстративный материал
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
-Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
-Карточки артикуляционных
- Развитие пальчиковой моторики;
упражнений
Расширение объема словаря, уточнение представлений - Иллюстративный материал
о признаках предметов, развитие связной речи.
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
-Карточки артикуляционных
- Развитие пальчиковой моторики;
упражнений
- Развитие динамической координации крупной
- Иллюстративный материал
моторики;
-Карточки с заданиями
- Формирование навыков речевого дыхания;
-Флеш-накопитель
- Развитие воображения и ассоциативно-образного
аудиоматериалами
мышления;
- Развитие пространственных направлений по
отношению к собственному телу;
-Задания на закрепление знаний по теме.
МАЙ
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
-Карточки артикуляционных
- Развитие пальчиковой моторики;
упражнений
-Формирование навыков речевого дыхания; умение - Иллюстративный материал
изменять голос по силе и высоте;
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
- Развитие пальчиковой моторики
-Использовать Су-Джок терапию: Стимуляция
-Карточки артикуляционных
упражнений
-Шарики и колечки Су-джок
31.
32.
3. Дидактическая игра «Назови цветы
правильно».
4. Загадки по теме
Нищева Н.В. Стр 278
1. Артикуляционная сказка «Весенний
денек».
2. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
3. Составление рассказа «Что я буду
делать летом»
Нищева Н.В. Стр 324
Итоговое занятие
«Весенние сюрпризы от Смешариков»
1.Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка
Копатыча», «Блинчик Бараша»,
«Вкусное варенье Совуньи», «Качели
с Ежиком», «Лошадка с Крошем».
2.Упр. «Веселое лесное путешествие»
(для верхних дыхательных путей) –
картотека логоритмических
упражнений
3.Двигательное упражнение
«Прогулка в весенний лес» –
картотека логоритмических
упражнений.
4.Пальчиковая гимнастика «Как
живешь?» картотека пальчиковых
упражнений.
5.Игра «Что бывает весной?»
(договаривание детьми фразы и
повторение полного предложения)
высокоактивных точек соответствия всем органам и
систем, расположенных на кистях рук.
- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
- Учить детей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного,
точного переключения с одной артикуляции на
другую;
- Формирование навыков речевого дыхания;
- Учить составлять описательные рассказы, используя
в речи распространенные предложения
- Развитие артикуляционного аппарата.
- Развитие дыхания, силы и высоты голоса.
- Развитие темпа и координации речи и движений.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие связной речи, обогащение словаря
-Карточки артикуляционных
упражнений
- Иллюстративный материал
-Карточки с заданиями
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
- Модели, картинки, схемы,
-Флеш-накопитель
аудиоматериалами
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ;
Увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего
раза слетели все пушинки.
3. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с
закрытыми.
4. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так,
чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
5. «Костер». Воспитатель кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям
предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
6. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырехдольном размере. Напервую, вторую долю
– два коротких шага и вдох носом, на третью-четвертую доли – остановка и долгий выдох.
7. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
8. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на
цветные метелочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
9. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и
прокрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и
шелестели.
10. «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся –
каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на нее. Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети
следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
11. «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть
ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
1. «Ветерок»
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки
И поют свои песенки.
Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Детям говорят;
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый –у-у-у…
Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».
2.«Трубач».
Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.
3.«Ежик»
Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди –
медленный выдох на звуке Ф-Ф-Ф-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).
«Регулировщики» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).
4.«Каша кипит».
Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох.
Выдыхая, громко произносить: Ф-Ф-Ф-Ф (3-4 раза).
5.«Гуси шипят».
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад (в
спине прогнуться, смотреть вперѐд) – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).
6.«Шарлопнул».
Педагог:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп
Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный
выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).
7.«Насос».
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном
туловища в сторону и произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища) (6-8 раз).
8.«Семафор».
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз –длительный выдох на
звуке С-С-С-С-С (5-6 раз).
9.«Лыжник».
Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На
выдохе произносить М-М-М-М-М (5 раз).
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
10.«Часики».
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.
11.«Петух».
Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить
ку-ка-ре-ку.
12.«Паровозик».
Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.
13.«Дровосек».
Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный
выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
14.«Гусилетят».
Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-уу.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.
Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и
высоты голоса.
1. Произнесение ряда слов на одном выдохе.
Вдох–папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.п.
2. Перечисление названий месяцев.
Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.
3. Перечисление времен года.
Зима; зима, весна; зима, весна, лето.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.
1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.
Цель: Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.
Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя
еще одним словом, второй – еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
2. «Цветы».
В вазе знакомые детям цветы. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе
произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная
роза очень хорошо пахнет».
Артикуляционная гимнастика
Комплекс/
Месяц
Комплекс №1
(октябрь)
Название
Цель
Описание
«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
«Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
укреплять мышцы языка и развивать его
подвижность.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» Удивляется народ.
укреплять мышцы языка, развивать его
подвижность.
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
отрабатывать движение нижней губы
вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
отрабатывать движение верхней губы
вверх и на место. Развивать подвижность
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить»
кончиком языка твердое небо («потолок»),
делая движения языком вперед-назад.
Улыбнуться, открыть рот и постучать
кончиком языка за верхними зубами, звонко,
отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д».
Звук «д» нужно произносить так, чтобы
ощущалась выдыхаемая воздушная струя
(дуем на кончик языка). Темп убыстряется
постепенно.
Варианты: 1. Стучим кончиком языка за
верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»
(«звоночек»).
• Стучим и произносим: «т-д-т-д»
(«скачет лошадка»).
• Многократно произносим: «а-д-д-д»,
«а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и
производить движения языком вперед-назад.
Язык кладем на нижнюю губу, затем убираем
его в рот. Рот
остается открытым. Упражнение
выполняется 8-10 раз.
Ребенок опускает нижнюю губу, обнажая
нижние зубы, и возвращает ее на место.
Упражнение выполняется до 10 раз.
Ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая
верхние зубы, и опуская ее обратно.
отрабатывать подвижность языка и
подготавливать его к вибрации,
необходимой для звука «р». Укреплять
мышцы языка (особенно кончика языка).
Комплекс №2
(ноябрь)
Замер зайчик, зубки сжав.
«Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
«Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
«Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
и укреплять мышцы губ.
развивать мышечную силу и
подвижность губ.
Упражнение выполняется до 10 раз.
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают
положение окошечка. Удерживать их в таком
положении 5-10 секунд.
отрабатывать подъем языка,
подготавливать его к выработке
вибрации, растягивать подъязычную
связку (уздечку). Укреплять мышцы
языка.
отрабатывать умение удерживать язык
наверху в положении, необходимом для
звука «р». Укреплять мышцы языка,
растягивать подъязычную связку
(уздечку).
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать
кончиком языка («лошадка цокает
копытами»).
«Язык здоровается с
подбородком» Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
«Язык здоровается с верхней
губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
отрабатывать движение языка вниз,
развивать его подвижность. Укреплять
мышцы языка. Способствовать растяжке
подъязычной связки – уздечки (при ее
укорочении).
отрабатывать движение языка вверх,
укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связке (уздечки),
если она укорочена.
отрабатывать движение языка вниз с
одновременным выполнением более
тонких движений. Укреплять мышцы
языка.
тренировать подъем языка с
одновременным выполнением более
тонких движений. Укреплять мышцы
языка.
отрабатывать вибрацию губ и языка,
подготавливать артикуляционные органы
к произношению «р». Развивать силу
«Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин
двойник.
«Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Комплекс №3
(декабрь)
«Кучер»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык
к нёбу, открывать и закрывать рот (как
растягиваются меха гармошки). При этом
растягивается подъязычная связка.
Постепенно надо раскрывать рот всё шире и
дольше удерживать язык в верхнем
положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким
языком дотянуться вниз (к подбородку),
затем убрать язык в рот. Проделать
упражнение 5-10 раз.
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на
верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык
между нижней губой и нижними зубам.
Удержать его в таком положении не менее 5
секунд.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык
между верхней губой и верхними зубами.
Удерживать язык в таком положении не
менее 5 секунд.
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть
через них. Губы
вибрируют и слышен характерный звук
Комплекс №4
(январь)
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
выдоха.
«Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
«Прятки» (чередование
«Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
«Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
«Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
удерживать язык за верхними зубами.
Укреплять мышцы языка.
Чередование «Толстячки худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Маятник»
Влево-вправо кончик ходит,
укреплять мускулатуру щек. Развивать
координацию движений.
«тпру-у-у».
Варианты: положить между губ широкий
край языка и подуть. Край языка
будет вибрировать вместе с губами («едем
на мотоцикле»).
Улыбнуться, широко открыть рот, поставить
язык за верхние зубы так, чтобы кончик
языка крепко упирался в зубы. Удерживать 510 секунд.
укреплять мышцы языка и губ, развивать
подвижность языка. Тренировать
способность к переключению с одной
позиции на другую (низ – верх).
развивать произвольные движения языка.
Укреплять мускулатуру языка и щек.
Ребенок в спокойном темпе попеременно
выполняет упражнения «Обезьянка» и
«Бульдог».
развивать произвольные движения языка,
укреплять его мускулатуру и развивать
его подвижность. Самомассаж мышц губ
и щек.
Рот закрыт. Язык движется с внутренней
стороны, плавно очерчивая кончиком языка
круг (правая щека – под верхней губой –
левая щека – под нижней губой). Затем язык
двигается в обратном направлении.
«Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую
сторону.
Ребенок поочередно надувает и втягивает
щёки в спокойном темпе, удерживая их в
каждом положении 3-5 секунд.
Язык поочередно упирается в правую и
левую щёки, задерживаясь в каждом
положении на 3-5 секунд.
научиться делать язык узким и
удерживать его в таком положении.
Открыть рот, язык высунуть как можно чаще,
напрячь его, сделать узким и удерживать в
таком положении под счет от 1 до 5-10.
укреплять мышцы языка, отрабатывать
его подвижность.
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык
как можно дальше и производить им плавные
Будто места не находит.
Комплекс №5
(февраль)
«Шарики» (поочередное надувание
щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
«Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
«Шлепаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
укреплять мускулатуру щек. Развивать
координацию движений и умение
переключаться.
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
«Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
«Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
научиться удерживать язык в форме
чашечки наверху, у верхних зубов.
Укреплять мускулатуру языка.
«Вкусное варенье»
отрабатывать движение широкой
укреплять мускулатуру губ и щек.
расслаблять мышцы языка путем
самомассажа (пошлепывания губами).
Научиться удерживать язык
распластанным, широким.
движения от одного уголка рта к другому.
Проделать упражнение 10-15 раз.
Ребенок в спокойном темпе поочередно
надувает правую и левую щёки, как бы
перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 23 секунды и выпустить через губы, произнося
«Пых!».
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно
положить на нижнюю губу и, пошлепать его
губами, произносить: «па-па-па».
Рекомендуем поэтапное выполнение
упражнения:
• пошлепать губами кончик языка;
• пошлепать губами середину языка;
• пошлепать губами язык, подвигая его
медленно вперёд, а затем назад.
Улыбнуться, открыть рот и установить язык
наверху в форме чашечки.
развивать подвижность языка, переменно
выдвигая и убирая узкий язык.
Открыть рот и производить узким языком
движения вперед-назад
(«жало змейки»).
отрабатывать подъем языка и
подвижность кончика языка.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю
губу и производить движения кончиком
языка по верхней губе вперед и назад,
стараясь не отрывать язык от губы, как бы
поглаживая ее. Темп движения постепенно
убыстрять, затем включить голос, пока не
послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме
Комплекс №6
(март)
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
передней части языка в форме чашечки
вверх. Укреплять мышцы языка.
«Ступеньки» (Чередование
«чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах –
«чашечка» вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
«Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
удерживать язык в форме чашечки,
развивать его подвижность. Укреплять
мускулатуру языка. Вырабатывать
умение менять положение языка, не
разрушая «чашечку».
«Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
«Пароход»
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.
«Чистим верхние зубы» (с
внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри
«Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
чашечки облизывать губу, делая движение
сверху вниз. Можно продолжить движение и
убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в
форме чашечки на верхней губе, затем
перевести «чашечку» на верхние зубы, а
затем за верхние зубы. Удерживать в каждом
положении 3-5 секунд.
направлять воздушную струю по
середине языка и вверх, удерживая язык
в форме чашечки на верхней губе.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на верхнюю
губу так, чтобы боковые края его были
прижаты, а посередине был небольшой
желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
производить движения языком в форме
Придать языку форму «чашечки» и двигать
чашечки, не разрушая ее. Развивать
его: выдвигать вперёд и убирать обратно в
мускулатуру и подвижность языка.
рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 35 секунд, не разбирая «чашечки».
вырабатывать умение быстро менять
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот,
положение языка, развивать его гибкость, положить широкий язык за нижние зубы (с
подвижность. Развивать гибкость и
внутренней стороны), удерживать в таком
подвижность кончика языка.
положении 3-5 секунд. Потом поднять
широкий язык за верхние зубы (с внутренней
стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так,
поочередно, менять положение языка 4-6 раз.
отрабатывать положение языка,
Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать
необходимое для постановки «л»
его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход
(особенно при напряженности языка и
гудит»).
замене твердого «л» на мягкий «ль»).
развивать подвижность языка, укреплять
кончик языка. Отрабатывать подъем
языка.
добиваться расслабления мышц языка,
усиления кровоснабжения мышц языка,
улучшения иннервации (нервной
проводимости).
Улыбнуться, открыть рот и широким языком
«почистить» верхние зубы с внутренней
стороны, делая движения из стороны в
сторону.
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать
язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2.
Покусать середину языка. 3. Покусывать
Я кусаю все проворней.
Комплекс №7
(апрель)
«Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок,
Пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу
Я жую как по заказу.
«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
«Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
«Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
«Лопаточка»
Поперек улыбки лег –
язык, продвигая его постепенно вперёдназад. Во время выполнения упражнения
произносить: «та-та-та». Произношение
слогов («та-та-та») помогает ребенку
выполнять задания.
преодолевать спастичность
Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык
(напряженность) языка путем
расширится) – и, не меняя положения языка,
самомассажа (покусывания боковых
покусать его края боковыми зубами
краев языка), способствовать прилеганию 10-15 раз.
краев языка к нижним боковым зубам.
отрабатывать произвольные движения
Улыбнуться, показать зубы, широким языком
языка, развивать координацию
медленно провести с наружной стороны
движений. Укреплять мускулатуру языка. зубов, имитируя чистящее движение. Так же
«чистим» наружную сторону нижних зубов.
отрабатывать движение верхней губы
вверх и на место. Развивать подвижность
и укреплять мышцы губ.
развивать мышечную силу и
подвижность губ.
Ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая
верхние зубы, и опуская её обратно.
Упражнение выполняется до 10 раз.
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают
положение окошечка. Удерживать их в таком
положении 5-10 секунд.
научиться выпускать длительную
направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед «трубочкой» и
длительно подуть на шарик (лежит на столе
перед ребенком), загоняя его между двумя
кубиками.
Варианты: можно предложить ребенку на
вертушку, мелкие игрушки, которые легко
катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки),
направленная воздушная струя хорошо
вырабатывается, если предложить ребёнку
подуть в небольшую чистую бутылочку (изпод капель). При точном попадании
воздушной струи в бутылочку раздается
своеобразный гудящий или свистящий звук
(«гудит пароход»). Это очень нравится детям.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на нижнюю
вырабатывать умение удерживать язык в
свободном, расслабленном положении,
Комплекс №8
(май)
Отдыхает язычок.
лежащим на нижней губе.
«Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
«Горка» («мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
«Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
вырабатывать умение дуть по середине
широкого языка, спокойно
лежащего на нижней губе.
научиться удерживать язык в положении,
необходимом для произношения
свистящих звуков. Развивать
мускулатуру языка, укреплять кончик
языка.
научиться удерживать язык в положении,
необходимом для произношения
свистящих. Укреплять мышцы языка.
Научиться дуть по середине языка
плавно и длительно.
научиться попеременно напрягать и
расслаблять мышцы языка.
«Мостик построим – мостик
разрушим»
Ставлю я язык «дугой»
И кладу – даю покой.
«Чистим нижние зубы»(с
внутренней стороны)
Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
«Катушка»
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
научиться удерживать кончик языка за
нижними зубами. Укреплять кончик
языка, развивать подвижность языка.
развивать подвижность языка и
укреплять его мускулатуру.
вырабатывать умение удерживать губы в
улыбке, обнажая нижние и верхние
передние зубы. Укреплять мышцы губ и
развивать их подвижность
научиться делать язык узким и
удерживать его в таком положении.
губу. Удерживать его в таком положении под
счёт от 1 до 5-10.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий край языка на нижнюю губу и
спокойно подуть по середине языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка
поставить за нижние зубы, широкий язык
установить «горкой». Удерживать в таком
положении под счет от 1 до 5-10.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить
язык «горкой», а затем спокойно и плавно
подуть по середине языка. Воздух должен
быть холодным.
Улыбнуться, установить кончик языка за
нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял
положение мостика или горки («Мостик
построим»). Удержать язык в расслабленном
и напряженном состоянии по 3-5 секунд.
Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и
кончиком языка «почистить» нижние зубы с
внутренней стороны.
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка
упирается в нижние зубы. Широкий язык
«выкатывать» вперед и убирать вглубь рта.
Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном
темпе.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были
видны передние верхние и нижние зубы.
Удержать мышцы губ в таком положении под
счет от 1 до 5-10.
Открыть рот, язык высунуть как можно чаще,
напрячь его, сделать узким и удерживать в
таком положении под счет от 1 до 5-10.
Вылез длинный язычок.
Театрализованные игры
(Театр на руке - пальчиковый) Игра «Колобок»
Задачи для педагога: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Игровая задача для детей: Развивать умение согласовывать действия с другими детьми
Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки (дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса, колобок, декорации леса.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играет 7 детей. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев
Игровые действия: Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он
укатился. Одна лиса его обманула и съела.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя
(Театр на руке - пальчиковый)
Игра: «Репка»
Задачи для педагога: Развивать наглядное мышление
Игровая задача для детей: Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Атрибуты: Сшитые герои сказки на пальчик (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, репка большая, репка маленькая) .
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по сказке, просмотр мультфильма.
Игровые правила: Играет 8 детей. Дети с помощью воспитателя распределяют роли и определяют очередность выступления героев
Игровые действия: Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку,
собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.
Результат: Инсценировка сказки
(Театр на руке – варежковый)
Игра «Три медведя»
Задачи для педагога: Развивать дикцию, интонацию.
Игровая задача для детей: Развивать коммуникативные навыки
Атрибуты: Сшитые из варежки три медведя (папа медведь, мама медведица и мишутка, декорации: дом медведей и спальня медведей)
Предварительная работа: Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя, вспомнить в беседе сюжет сказки.
Игровые правила: Играет 4 детей и взрослый – ведущий. Дети определяют очередность действий своих героев.
Игровые действия: Взрослый начинает со слов автора. Маша заходит в дом медведей, кушает и ложится спать. Приходят медведи, находят
Машу. Она, испугавшись, убегает.
Результат: Инсценировка сказки.
(Театр на руке - пальчиковый)
Игра «Теремок».
Задачи для педагога: Развивать связную речь детей
Игровая задача для детей: Расширить словарный запас детей
Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки, два домика.
Предварительная работа: Разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Воспитатель помогает распределить роли. Играет 7 детей, они определяют очередность по сюжету сказки.
Игровые действия: Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и
дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя
(Театр на руке - пальчиковый)
Игра «Лиса, заяц и петух»
Задачи для педагога: Развивать понимание эмоциональных состояний.
Игровая задача для детей: Развивать умения звукоподражания своим героям.
Атрибуты: Связанные на пальчик лиса, заяц, петух, домик для лисы и дом для зайца, собака, медведь, бык.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух», разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играют трое детей и взрослый-ведущий.
Игровые действия: Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной
ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не
смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить. Результат: Инсценировка сказки.
Список литературы
1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.:
«Литера», 2010.–64 с.: ил.– (Серия «Уроки логопеда»).
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных
занятий в старшей логогруппе.
3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение:
комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера»,
2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи.
6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7
лет).
7. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
подготовительной группе детского сада для детей с ОНР.
8. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
9. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. -24 с. (Серия
«Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.