Здоровейка

Пояснительная записка
Проблема формирования осанки относятся к важнейшимзадачам физического
воспитания детей дошкольного возраста. Как свойство развивающего организма
осанка является статическим понятием и может нарушаться в дошкольном, возрасте
при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может
произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется.
Правильное формирование осанки в значительной степени зависит от состояния
стопы, изменение которой влияют на положение позвоночника, что в свою очередь
отражается на осанке.
Известно, что осанка развивается в процессе индивидуального становления
под воздействием системы физического воспитания, поэтому наиболее средством
профилактики нарушений осанки и стопы у детей дошкольного возраста является
специальная (корригирующая) гимнастика, направленная на гармоничное развитие
мускулатуры, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени.
Направленность программы.
Программа направлена на формирование потребности в здоровом образе
жизни. Включает в себя накопление теоретических знаний о факторах, влияющих на
здоровье человека, формирование установки на здоровый образ жизни,
формирование позитивного отношения к занятиям физическими упражнениями,
стимулирование ребенка активно включаться в процесс физического воспитания; а
воспитательно-оздоровительная работа направлена на профилактику и коррекцию
нарушений осанки детей.
Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических
идеях следующих программ:
Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников.
Клюева Н.М. Корригирующая гимнастика для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.
«Занимательная физкультура для дошкольников 5-7 лет» (К.К. Утробина)
Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6 – 7 лет (профилактика и лечение).
Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 – 7 лет).
Основные цели программы:
1. Формирование у дошкольников жизненно важных двигательных навыков и
умений, способствующих укреплению здоровья.
2.Организация познавательной деятельности детей по приобретению знаний,
умений и навыков о способах укрепления собственного здоровья.
3.Развитие личности ребенка через двигательную сферу.
Достижение вышеназванных целей возможно при решении оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач:
1.Формирование естественных изгибов позвоночника, развитие свода стопы;
укрепление связочно-суставного аппарата, мышц спины, пояса верхних
конечностей, брюшного пресса.
2. Сообщение элементарных сведений об организме, физических упражнений в его
жизнедеятельности, способах укрепление собственного здоровья.
3.Формирование двигательных умений и навыков, способствующих укреплению
здоровья, развитие физических качеств.
4. Воспитание интереса и потребности к систематическим занятиям физическими
упражнениями.

Комплектование детей для занятий в оздоровительной группе проводиться с
четом их общего функционального состояния, данных медицинского осмотра,
рекомендаций врачей-специалистов (педиатра,ортопеда), результатов проверки
исходного уровня физической подготовленности.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в
возрасте от 5 до 7 лет. Продолжительность реализации программы 6 месяцев – 42
занятия (с декабря по май). Занятия проходят 2 раза в неделю, от 6 до 8 занятий
длительностью 30 минут.
Курс обучения делится на три периода. При нарушении осанки в
подготовительном периоде (1,5-2 месяца) используются знакомые упражненияс
малым и среднем количеством повторений. В это время создается зрительное
восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень
общей физической подготовленности.
Основной (3-3,5 месяца) и заключительный (2-2,5 месяца) периоды
направлены на совершенствование навыка правильной осанки в усложненных
вариантах выполнения упражнений.
Для этой группы разработаны комплексы специальных упражнений по
профилактике плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, игры и
упражнения с использованием мячей – массажеров.
Структура занятия:
1. Разминка с разными видами ходьбы (5 минут)
2. Освоение ОРУ и дыхательных упражнений (15 минут)
3. Веселый тренинг – (3минуты)
4. Подвижная игра с элементами корригирующей гимнастики (5минут)
5. Релаксация (3 минуты)
Предполагаемые результаты по реализации программы:
• применение системы комплексов упражнений с использованием нетрадиционных
методик, позволит не только существенно повысить оздоровительный эффект
занятий, но и развить физические качества детей;
• увеличение показателей силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса,
гибкости позвоночника;
• сокращение количества воспитанников имеющих нарушения осанки и
плоскостопия.
Материально – техническое обеспечение:
- резиновые мячи диаметром 15-20 см
- массажные мячи диаметром 7 см
-гимнастические палки L – 55см и L - 80см
-тренажеры для стоп ног (массажер «Колибри»)
- сухой бассейн
-гимнастическая стенка
-наклонные доски
- гимнастические скамейки
- мешочки (вес 400г)
-мячи – фитболы диаметром 45-55см

Тема занятия
«Королева
осанки»

«Стройная
спинка»

«Мы тоже
можем так»

Предметнообразное
занятие

Тема занятия
«Морское
царство»

«Гибкий
носок»

Содержание обучения
декабрь
Цель занятия
Игры и упражнения
-Сообщить детям цели и задачи
-беседа об осанке человека
занятий в кружке, о роли
- чтение рассказа «Почему кукла
физических упражнений в
Люды не умеет сидеть?»
укреплении организма.
- и/у «Ах, ладошки, вы ладошки»
-Развивать познавательный
- п/и «Тише едешь – дальше
интерес детей к своему
будешь»
организму и его возможностям
-Воспитывать интерес к занятиям
физической культурой
Обучать общеразвивающим
- комплекс № 1-2
упражнениям на укрепление
для коррекции осанки
мышц спины, брюшного пресса, -проверка осанки у опоры
-ходьба по ребристой доске
связочно-суставного аппарата
-д/у «Остудить чай»
стопы; обучать дыхательным
упражнениям.
Определить стартовую силу
-и/у «Удержи листочек»
мышц спины и брюшного пресса. - и/у « Лодочка»
- релаксация « Я отдыхаю»
Выявить знания детей о своем
-перфокарты и вопросы для
организме, о роли физических
детей о здоровье
упражнений в его
жизнедеятельности. Выявить
отношение детей к своему
здоровью.
Закрепить двигательные умения - комплекс № 1-2
и навыки, обеспечивающие
для коррекции осанки
-и/у «Кошка лезет под забор»
укрепление мышц спины,
брюшного пресса, развивать
-«Индеец в дозоре»
-д/у «Толстый» - выдох,
гибкость, обучать дыхательным
упражнениям.
«Тонкий» вдох, сидя на коленях
январь
Цель занятия
Игры и упражнения
Формировать правильную
• и/у «Рыбка»,
осанку, умение выполнять
« Поплавок»,
движения осознано и красиво.
« Подними чашу с водой»
Развивать гибкость, умение
- ходьба по камешкам
владеть своим телом и управлять массажным дорожкам
движениями. Воспитывать
-п/и «Дельфины»
интерес к занятию через игровые -д/у «Ныряние под воду»упражнения.
задержка дыхания
-релаксация « Сон на берегу
моря»
Обучать детей специальным
- Ходьба на носках, на пятках, на
упражнениям, направленным на наружных сводах стоп.
укрепление мышц стопы и
-Массаж ступни
голени и формирование свода
-ходьба по наклонной доске
стоп.
-п/и «По ровненькой дорожке»

«Мой
Развивать у детей физические
веселый,
качества: ловкость, мышечную
звонкий мяч» силу, волевые качества;
упражнять в равновесии,
управлять движениями на
возвышенности и ограниченной
площади;
Заинтересовать детей играми с
мячом
«Палочка – Закрепление навыков
выручалочка» правильной осанки; развивать
физические качества: быстроту,
ловкость и общую выносливость.

Тема занятия
«Зимние
забавы»

«Веселые
туристы»

февраль
Цель занятия
Закрепить знания детей об
осанке.
Укреплять и развивать силу
мышц ног, спины, живота, рук.
Развивать координацию
движений.
Закрепление навыков
правильной осанки; развивать
двигательные навыки детей,
профилактика плоскостопия.

«Мороз,
льдинки и
ветер»

Закрепить упражнения на
формирования навыка
правильной ходьбы, укрепление
мышц формирующих свод
стопы.

Образно –
игровое
занятие

Вырабатывать общую и
силовую выносливость мышц
туловища и повысить уровень
физической работоспособности;
закреплять навыки правильной
осанки

Тема занятия
«Волшебная
скакалка»

март

Цель занятия
Продолжать обучать детей
специальным упражнениям
направленным на. укрепление

- д/у «Воздушный шар»
-Комплекс № 3-4
-ходьба по следам, сохраняя
правильную осанку.
-п/и «Колобок»
-д/у «Кто быстрее?»
(выдуть теннисный шарик из
тарелки)
- Комплекс № 3-4
-Проверка осанки у стены
-ОРУ с гимнастической палкой
-д/у «Раздувайся наш шар»
-п/и «Ходим в шляпах»
-шуточная релаксация
Игры и упражнения
-Комплекс «Лесная сказка» на
коррекцию осанки.
-и/у «Пронеси ком –не урони»
-и/у «Греем руки» (на
растягивание и расслабление)
-массаж «Снеговик»
-Комплекс №5 – 6
-Ходьба по ограниченной опоре
с хлопком под коленом
-и/у «Достань шишку»
(прыжок в высоту с места)
-п/и «Перейди болото»
-и/у «идем по тонкому
льду»(ходьба по массажным
дорожкам)
-комплекс игрового характера
-п/и «Мороз – Красный нос»
-расслабление под музыку «Шум
моря»
- Комплекс №5 – 6
-и/у «Качалочка». «Крокодил»,
«Достань мяч»
«Маленький мостик»
-п/и «Ходим в шляпах»
- д/у «Змея шипит»
-релаксация
Игры и упражнения
- Комплекс №1 для профилактики
плоскостопия
- ходьба по канату

мышц стопы, приемам
самомассажа стопы,
дыхательным упражнения
«Карнавал
животных»

Совершенствовать
двигательные умения и навыки
через подражательные
упражнения;
Воспитывать ловкость,
выносливость, быстроту
реакции.
«Веселая
Совершенствовать
лесенка»
двигательные умения и навыки
обеспечивающие
укрепления всех групп мышц;
развивать гибкость,
воспитывать желание
самостоятельно выполнять
физические упражнения.
«Маугли»
Дать детям представление о
гимнастике йогов, закрепить
умение выполнять статические
упражнения, сосредотачивать
внимание на дыхании. Развивать
двигательную память, ловкость
и гибкость. Воспитывать
уверенность в своих силах.
апрель
Тема занятия
Цель занятия
«Береги свой Закрепить знания детей о
позвоночник» позвоночнике как об основе
костно-мышечной системы.
Развивать общую
выносливость. Воспитывать
желание заниматься
физическими упражнениями.
«Дружные
Совершенствовать навыки
пары»
правильной осанки; развивать
гибкость; воспитывать умение
выполнять упражнения в парах.
«Силачи и
Развивать у детей физические
акробаты»
качества: ловкость, мышечную
силу, быстроту реакции
«Йога – скоп» Закрепить умение выполнять
статические упражнения,
сосредотачивать внимание на

- прыжки через скакалку
- п/и «Ловкие обезьянки» (сбор
палочек ногами)
- массаж стоп на массажерах
«Колибри»
-и/у «Жираф», «Гусь»,
«Крокодил», «Паук», «Цапля»
- «Зверобика» - музыкальноритмические упражнения,
- игры-эстафеты « Зоологические
забеги»
- очищающее дыхание
-Проверка осанки у опоры;
- ЛФК у гимнастической стенки
- ходьба по наклонной доске
- п/и «Пожарные на учении»

- тест на проверку дыхания
- д/п «Мартышки»
- «Ловись,рыбка»
ф/м «Я позвоночник берегу»

Игры и упражнения
- Зарядка – настрой
-Комплекс №7-8
(с гимнастической палкой)
- Массаж «Зайкин огород»
-п/и «Ходим в шляпах»
- Комплекс ОРУ в парах
- Массаж «Зайкин огород»
п/и «Придумай фигуру»
- Комплекс ОРУ в парах
- Ползание по скамейке
на спине
- Дорожка препятствий
и/у «Угадай и покажи»
- «Поза венка», «поза дельфина»,
«Поза свечи», «Поза кошки»
- и/ аутотренинг « Я здоров»

дыхании, развивать гибкость;
продолжать обучать приемам
самомассажа стопы. Сообщать
элементарные сведения о
жизнедеятельности организма,
о роли физических
упражнений.
май
Тема занятия
Цель занятия
Игровое
Воспитывать привычку
занятие
сохранять правильную осанку;
добиваться точного и
выразительного выполнения
всех упражнений; развивать
быстроту, ловкость,
выносливость. Формировать у
детей потребность в ежедневной
активной двигательной
активности.
«Конкурс
Формировать правильную
красоты»
осанку, умение выполнять
движения осознано, быстро,
красиво; повышать интерес к
физическим упражнениям,
систематическим двигательным
занятиям, воспитывать красоту
движений; учить владеть своим
телом в движении, заботится о
своем здоровье.
«Наши ножки Продолжать обучать приемам
идут по
самомассажа стопы.
дорожке»
Воспитывать интерес к
систематическим занятиям
физическими упражнениями
«Укрепи
свое
здоровье»

Закрепить знания детей о
строении человека. Продолжать
обучать приемам массажа
биологически активных точек.
Развивать у детей
познавательный интерес к
своему телу и его
возможностям. Воспитывать
осознанное отношение к своему
здоровью.

-д/у «Змея шипит»
- п/и «Затейники»

Игры и упражнения
- Комплекс №7-8
(с гим. палкой) - п/и «Веселые
медвежата»
- гимнастика для ног
- п/и «Венок»
- релаксация «Я отдыхаю»

- Проверка осанки у стены.
-Комплекс№ 9-10
(девочки – с мячом,
мальчики – с набивным мячом
1кг)
- массаж ног
- д/у «Спящая красавица
просыпается»
-п/и «Придумай фигуру»
-Ходьба на носках, на пятках, на
наружных сводах стоп.
- Специальные упражнения с
массажным мячом.
- «Кто быстрее?» лазание по
гимнастической лесенке.
- релаксация
- Беседа «Что я делаю, чтобы быть
здоровым»
- Массаж «Неболейка»
- Комплекс№ 9-10
(девочки – с мячом,
мальчики – с набивным мячом
1кг)
- п/и «Совушка»
- Релаксация (муз. пьеса
«Играют маленькие волны)

Тестирование силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины

(автор Н.А. Гукасова)
Цель: Выявить уровень физической подготовленности и работоспособности детей.
Для определения силовой выносливости мышц туловища рекомендуются следующие
тестовые задания:
Тест № 1. Определение силовой выносливости мышц брюшного пресса
Ребенок ложится на спину на пол. Руки лежат вдоль туловища.
Необходимо медленно поднять обе ноги до угла 450 (включается секундомер) и
удерживать их в таком положении максимально возможное время. Секундомер
выключается после касания ногами пола.
Норма для детей 4-5 лет – 30 с -1 мин.
для детей 6 – 7 лет – 1 - 1,5 мин.
Тест № 2. Определение силовой выносливости мышц спины.
Ребенок ложится на живот. Медленно делает упражнение «лодочка» (включается
секундомер). Ребенок удерживает позу максимально возможное время.
Секундомер выключается после касания рук и ног пола.
Норма для детей 4 – 5 лет – 20с – 1 мин
для детей 6 – 7 лет – 1-2 мин
Тест №3. Наклон вперед на гимнастической тумбе.(гибкость)
При выполнении испытания (теста) на гимнастической тумбе участник по команде
выполняет два предварительных, наклона, ладони двигаются вдоль линейки
измерения. При третьем наклоне участник максимально наклоняется и удерживает
касание линейки измерения в течение 2 с. Величина гибкости измеряется в
сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком
минус, ниже знаком плюс.

Литература для воспитателей

1. О.В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников. М; «Просвещение»,
2003 -112с.
2. М.Н. Клюева. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорнодвигательного аппарата в условиях детского сада. СПб, «ДЕТСТВО –
ПРЕСС», 2007 -80с.
3. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. колл. авт. М; ТЦ «Сфера», 2006 (приложение к журналу «управление в ДОУ»)
4. Г.И. Кулик , Н. Н. Сергиенко. Школа здорового человека – М; ТЦ
«Сфера»,2006 -86с.
5. Л.Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8
лет. Ярославль; Академия развития 2007.
6. В.Л. Страковская. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М; «Новая
школа»,1994г – 228с.
7. А. А. Потапчук. Лечебные игры и упражнения для детей – СПб:Речь,2007 99с.
Литература для детей.
1. Научно – популярное издание. Все обо всем. Мое тело. М; ООО
«Издательство Астрель» 2002
2. Л.В. Баль, В.В.Ветров Букварь здоровья. М; творческий центр «Сфера»,2001
3. Г.Зайцев. Уроки Айболита
4. Г.Зайцев. Уроки Мойдодыра
5. М. Витковская. О том как мальчуган здоровье закалял.
6. С. Прокофьева, Г.Сапгир. Румяные щеки.
7. Б.Заходер. сказка «Мишка Топтыжка»
8. С. Михалков Про мимозу
9. ИржинаСтременьова. Я - человек, Ты – человек. –М., «Детская литература»
1991


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».