1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Пластилинография является одним из жанров (вида) в изобразительной
деятельности. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с
изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на
горизонтальной поверхности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал,
при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Новизна программы заключается в том, что данная программа направлена
именно на развитие творческих способностей через пластилинографию, занятия
пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как
внимание, память, мышление, а также развитию мелкой моторики руки.
Актуальность программы. В настоящее время педагоги, специалисты в
области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и
мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в
частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию
кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его
познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок
и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребенку
возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или
математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся
дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных
движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать,
а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию
детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие
способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной
ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций,
которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать
свою работу и доводить ее до конца. В процессе занятий пластилинографией у детей
развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более
согласованными, а движения пальцев дифференцируются, у детей развивается
пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
Таким образом, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка,
как письмо.
В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся
непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей
стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и
активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по
пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных качеств: цвет, форма,
величина.
2
Отличительная особенность программы является то, что в ней успешно
совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и
рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным
и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и
объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и
воображение. Ведь практически все дети дошкольного возраста любят рисовать и
лепить, но часто стесняются своей неумелости.
Особенностью программы «Волшебный пластилин» является еще и то, что
даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности,
получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками
создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда
взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет
уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач
каждого педагога.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием не
только интеллектуальных и творческих способностей, но и воспитываются
замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью
педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают
добрый эмоциональный настрой. Во-вторых, деятельная дружеская атмосфера в
коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом,
интерес к жизни других людей. В-третьих, большое трудолюбие и терпение, т.к.
занятие пластилинографией требует много усилий.
Программа работы составлена с учетом возрастных, психологических,
познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Формирование
творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого –
изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних
и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к
творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием
нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития
способностей детей.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Цель программы: пробуждение творческой активности у детей 4-5 лет в процессе
освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
Обучающие (образовательные):
1. Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
4. Использовать навыки творческого сотрудничества.
Развивающие:
1. Способствовать развитию:
- творческих способностей;
- сенсорики, мелкой моторики рук;
3
- пространственного воображения;
- технического и логического мышления, глазомера.
2. Развивать способность самостоятельного выполнения и создания различных
поделок.
Воспитательные:
1. Уважительное отношение к результатам труда.
2. Интерес к творческой и досуговой деятельности.
3. Практического применения правил сотрудничества в коллективной
деятельности.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом
их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Планируемый результаты освоения программы.
К концу обучения дети должны знать:
- основные приемы лепки, виды пластилинографии;
- сочетание цвета, композиционное построение.
Уметь:
- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира
посредством пластилинографии;
- принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по
образцу, а затем по словесному указанию.
- работать на заданном пространстве, будут свободно пользоваться
инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;
- будут более усидчивы, выдержаны, терпеливы, получат навыки совместной
работы, научатся доводить начатое до конца.
Владеть:
- основными приемами работы в технике пластилинографии;
- нетрадиционными способами создания композиций из пластилина,
рисования пластилином;
- основными эталонами цвета, формы и величины, передает в рисунке форму,
общее пространственное положение, основной цвет предметов, овладевает
внутренними способами восприятия, имеет правильное представление об
окружающих предметах и их свойствах;
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых
ориентиров:
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой
художественной деятельности;
- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему
миру в продуктивной деятельности;
- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
- у ребенка развиты сенсорные эталоны;
- у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
- ребенок способен принимать задачу;
- ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством
пластилинографии.
4
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Возраст
4-5 лет
средняя группа
Максимально допустимый объем занятий в неделю/месяц/в год
20 минут
3.1 ОБЪЕМ НАГРУЗКИ ЗАНЯТИЯ
№
1.
Части занятия
Мотивация детей
Цель
Постановка цели
индивидуально или группе
детей;
- Вовлечение в совместную
деятельность;
- Использование
наглядных,
информационных средств.
- Развитие интереса у детей
к предстоящей
деятельности и
сосредоточение внимания
на предстоящей
деятельности.
2.
Пальчиковая
гимнастика
- Развитие мелкой
моторики.
- Разминка суставов кисти.
- Подготовка руки ребенка
к движениям необходимым
в художественном
творчестве.
3.
Художественноизобразительная
деятельность
-Использование синтеза
видов искусств и
художественных видов
деятельности.
- Формирование у детей
умения сравнивать,
сопоставлять различное
эмоционально-образное
содержание произведений
изобразительного
искусства, настроение
живой природы.
- Развитие умения
передавать эмоции, чувства
80 минут
Формы работы
- сказочное
повествование,
- игровые
ситуации,
- элементы
пантомимы,
- игрыпутешествия,
- дидактические
игры,
- погружение
ребенка в
ситуацию
слушателя,
- погружение
ребенка в
ситуацию актера.
Доминирует
сказочно-игровая
форма
преподнесения
материала.
- проведение
специальной
пальчиковой
гимнастики перед
началом
творческого
процесса с
использованием
художественных
текстов
- задания,
связанные с
использованием
выразительных
возможностей
материалов,
техник
исполнения;
- литературные
произведения;
- музыкальное
сопровождение;
- пластические
этюды,
31 занятие
Продолжительность
4-5 минут
2 минут
10 минут
5
в практической
деятельности.
4.
Выставкапрезентация
детских работ
- Решение творческих
задач.
- Позитивный анализ
результатов с позиции
оригинальности,
выразительности, глубины
замысла.
импровизации;
- нетрадиционные
техники
рисования;
- дизайнтворчество
- соединение
коллективных и
индивидуальных
форм работы;
- выставки
детского
изобразительного
творчества;
- индивидуальные
вернисажи;
- совместное
обсуждение
работ.
3 минуты
4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
1.
РАЗДЕЛЫ
Вводная
педагогическая
диагностика
2.
Художественноизобразительная
деятельность
ЭТАПЫ
Репродуктивный
этап
Конструктивный
этап
3.
Выставкипрезентации
детских работ
Презентационный
этап
4.
Итоговая
диагностика
Итоговый этап
5.
Вернисаж
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Выявление уровня развития художественных
способностей к изобразительной деятельности.
- Выявление уровня владения пластическими и
аппликативными умениями, способность к
интеграции изобразительных техник
Активная работа с детьми на развитие
представлений о художественно-эстетическом
образе, побуждение ребенка творить прекрасное
в своей повседневной жизни через включение в
процесс воспитания и обучения видов
изобразительного искусства, обеспечивающих
творческую самореализацию своего «Я» в
различных видах продуктивной деятельности
Активная работа по совместной деятельности
детей друг с другом, сотворчество воспитателя и
детей по использованию пластилинографии, в
умении предавать выразительный образ
Выставки детского творчества, индивидуальные
вернисажи, совместное обсуждение работ
является хорошим стимулом для дальнейшей
деятельности
Успешность выполнения воспитанниками задач
тематического плана, индивидуальные задания,
помощь в самореализации, определение уровня
творческого развития и самостоятельности
Продолжать развивать у детей интерес и
расширять представления о художественной
выставке. Воспитывать бережное отношение к
созданным произведениям
6
Методы и средства
Этап
I этап
НАЗВАНИЕ
ЭТАПА
Предварительная
работа
II этап
Вхождение в тему
III этап
Художественноизобразительная
деятельность
IV этап
Выставкапрезентация
детских работ
МЕТОДЫ
СРЕДСТВА
Метод сенсорного насыщения
(без сенсорной основы немыслимо
приобщение детей к
художественной культуре)
• Метод эстетического выбора
(убеждение красотой),
направленный на формирование
эстетического вкуса
• Метод пробуждения ярких
эстетических эмоций и
переживаний с целью овладения
даром сопереживания
• Метод побуждения к
сопереживанию, эмоциональной
отзывчивости на прекрасное в
окружающем мире
• Метод нетривиальных
творческих ситуаций,
пробуждающих интерес к
художественной деятельности
• Метод разнообразной
художественной практики
• Метод сотворчества с педагогом,
народным мастером, художником,
сверстниками
• Метод эвристических и
поисковых ситуаций
• Метод эстетического убеждения.
• Метод эстетического выбора
(убеждение красотой),
направленный на формирование
эстетического вкуса
• Метод побуждения к
сопереживанию, эмоциональной
отзывчивости на прекрасное в
окружающем мире
Беседы, работа с
наглядным материалом,
наблюдение,
экспериментирование
•
Игры,
экспериментирование с
различными
материалами, беседы
Работа с материалами,
сотворчество,
деятельность
Выставки, вернисажи,
совместное обсуждение
работ
Диагностика освоения программы проводится в начале и в конце учебного года и
осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются
беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А,
Дьяченко О.М., содержащие инструментарий измерения результатов и
показывающие уровень развития воображения, восприятия и моторики руки.
7
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
1 занятие
Тема
«Мухомор»
2 занятие
«Белый гриб»
3 и 4 занятие
«Корзина с
грибами»
Ноябрь
1занятие
«Цветные
зонтики»
2 занятие
«Береза»
3 и 4 занятие
«Золотая
осень»
Цель
Развивать у детей эстетическое восприятие
природы и учить передавать посредством
пластилинографии изображение гриба,
учить детей отщипывать небольшие
кусочки пластилина и скатывать маленькие
шарики круговыми движениями пальцев,
-закрепить умение расплющивать шарики
на всей поверхности силуэта (шляпка гриба,
учить лепить «колбаску», развивать мелкую
моторику рук, учить располагать
композицию в центре листа
Цель: учить выполнять работу на картонной
тарелке круглой формы, закреплять умение
изображать гриб, дополнять композицию
сюжетом (лист березы, трава, закреплять
умение лепить «колбаску», использовать
знакомые приемы – отщипывание,
размазывание, использовать в работе стеку
Цель: закреплять умение изображать
объемные грибы, учить изображать корзину
(выкладывание силуэта по контору,
используя прием раскатывания «колбасок»,
развивать творчество и самостоятельность,
учить самостоятельно продумывать
композицию на предложенную тему,
подбирать цвета пластилина для работы,
учить создавать коллективную композицию
Цель: учить достигать выразительности
создаваемого образа посредством точной
передачи формы и цвета. Развивать мелкую
моторику. Учить работать в заданном
пространстве, не заходя за контур.
Продолжать учить приему размазывания.
Учить самостоятельно продумывать узоры
зонта, используя свои знания
приемов пластилинографии, развивать
творчество и фантазию
Цель: научить изображать дерево,
подбирать самостоятельно цвета, закрепить
приемы работы в ехнике пластилинографии
(придавливать, примазывать, разглаживать
границы, соединяя части, развивать мелкую
моторику рук
Цель: уточнить знания детей о пейзаже,
закрепить умение изображать осенние
деревья, продолжать учить приемам
отщипывания, тренировать в лепке
округлых форм, воспитывать навыки
аккуратной работы с пластилином,
развивать мелкую моторику, координацию
движения рук,глазомер, учить работать на
заданном пространстве, учитьсоздавать
коллективную композицию, развивать
Материал
Плотный картон
желтого цвета с
силуэтом
гриба, пластилин
кранного, белого и
зеленого цвета; стека
Плотный картон
белого цвета с
силуэтом
гриба, пластилин
коричнего, белого и
зеленого цвета; стека
Большой
картон, пластилин
разных цветов, стека
Картон, на котором
изображены
зонтики, пластилин
разного цвета
Плотный картон с
силуэтом
дерева, пластилин кор
ичневого и желтого
цвета; стека
Плотный картон с
силуэтом
дерева, пластилин кор
ичневого и желтого
цвета; стека
8
творчество
Декабрь
1 занятие
«Снегири на
веточках»
2 занятие
«Мастерская
деда Мороза»
3 и 4 занятие
«Елочка,
елочказеленая
иголочка»
Январь
1 занятие
«Снеговик»
2 и 3 занятие
«Зимняя
ночь»
Цель: расширить представления детей о
зимующих птицах, учить детей передавать
свои наблюдения за живой природой в
художественно-изобразительной
деятельности посредством
пластилинографии. Научить детей
изображать снегирей, передавать
особенности внешнего облика (строение
туловища, форму головы, крыльев, хвоста,
характерную окраску). Закрепить приемы
скатывания, расплющивания,
примазывания, деление на части с помощью
стеки. Развивать композиционные навыки
Цель: учить изображать елочные игрушки,
закреплять известные приемы лепки раскатывание, сплющивание, размазывание,
соединение частей, учить дополнять работу
бисером, природным материалом (крупа,
манка, создавать объемную композицию,
учить работать на заданном пространстве,
воспитывать навыки аккуратной работы с
пластилином, развивать мелкую моторику,
координацию движения рук, глазомер
Цель: учить создавать картину с выпуклым
изображением. Развивать творческое
воображение детей при украшении елочки.
Развивать мелкую моторику рук,
продолжать учить приемам отщипывания и
раскрашивания, закреплять умение
изображать дерево – ель, продолжать учить
работать на заданном пространстве, учить
создавать коллективную композицию,
развивать творчество, воспитывать навыки
аккуратной работы с пластилином,
развивать координацию движения рук,
глазомер
Цель: воспитывать эмоциональную
отзывчивость к событиям, происходящим в
жизни детей в определенное время года.
Закреплять навыки раскатывания и
сплющивания. Включать в работу
«бросовый» материал, воспитывать навыки
аккуратной работы с пластилином,
развивать мелкую моторику, координацию
движения рук, глазомер
Цель: уточнить знания детей о понятии
«пейзаж». Учить создавать лепную картину
с выпуклыми изображениями. Побуждать
детей вносить объекты для изображения в
соответствии с темой и замыслом,
продолжать учить дополнять работу
рисунком с помощью палочки или стеки,
воспитывать навыки аккуратной работы
с пластилином, развивать мелкую моторику,
Плотный картон с
силуэтом
снегиря, пластилин
коричневого, черного,
белого и красного
цвета; стека
Плотный картон с
силуэтом елочных
игрушек, пластилин
разных цветов; стека
Плотный картон с
силуэтом
елочки, пластилин кор
ичневого и зеленого
цвета; стека
Плотный картон с
силуэтом
снеговика, пластилин
белого цвета; стека
Плотный картон,
пластилин белого и
желтого цвета; стека.
9
Занятие 4
«Снежинка»
Февраль
1 занятие
«Самолет
летит»
2 и 3 занятие
«Подарок
папе»
4 занятие
«День
рождения
медвежонка»
Март 1 и 2
занятие
«Подарок
маме»
3 и 4 занятие
«Одуванчики
– цветы,
словно
продолжать учить работать на заданном
пространстве, учить создавать
коллективную композицию, развивать
творчество, координацию движения рук,
глазомер.
Цель: показать способы смешивания
пластилина разных цветов для получения
необходимых оттенков. Формировать
цветовосприятие, аккуратность, развивать
мелкую моторику рук
Цель: закрепить умение детей делить
брусок пластилина на глаз на две равные
части, раскатывать его прямыми
движениями ладоней. Учить детей
составлять на плоскости предмет,
состоящий из нескольких частей,
добиваться точной передачи формы
предмета, его строения, частей. Дополнять
изображение характерными деталями
(окошками иллюминаторами, используя
знакомые приемы работы:
раскатывание, сплющивание. Продолжать
формировать интерес детей к работе
пластилином на горизонтальной плоскости
– пластилинографии
Цель: побуждать детей к изготовлению
подарков для близких. Развивать творческое
воображение. Формировать навыки
самостоятельной деятельности.
Воспитывать навыки аккуратной работы
с пластилином, развивать мелкую моторику,
продолжать учить работать на заданном
пространстве, развивать творчество,
координацию движения рук, глазомер
Цель: закреплять умение раскатывать
комочки пластилина кругообразными
движениями; учить преобразованию
шарообразной формы в овальную путём
надавливания и продвижения пальчика по
вертикали вниз. Воспитать чувство
сопереживания и совместной радости с
игровым персонажем. Развивать
эстетическое восприятия
Цель: побуждать детей к изготовлению
подарков для близких. Развивать творческое
воображение. Формировать навыки
самостоятельной деятельности.
Воспитывать навыки аккуратной работы
с пластилином, развивать мелкую моторику,
продолжать учить работать на заданном
пространстве, развивать творчество,
координацию движения рук, глазомер
Цель: расширять кругозор и знания детей о
природе. Учить отражать в изобразительной
деятельности природные особенности
Пластилин, картон
голубого цвета, доска
для лепки
Плотный картон с
силуэтом
самолета, пластилин
разных цветов; стека
Плотный картон с
силуэтом
самолета, пластилин
разных цветов; стека
Плотный
картон, пластилин
белого и коричневого
цвета; стека
Плотный картон с
силуэтом
растений, пластилин
разных цветов; стека
Плотный картон с
силуэтом
одуванчика, пластили
10
солнышки
Апрель
1 занятие
«Верба»
2 занятие
«Пасхальное
яйцо»
3 и 4 занятие
«Звездное
небо»
Май 1 занятие «Гусеница»
2 занятие
«Стрекоза»
3и4
занятие
«На лугу»
растения. Развивать композиционные
навыки. Воспитывать навыки аккуратной
работы с пластилином
Цель: уточнить знания детей о натюрморте,
учить изображать объемно веточку вербы в
вазе, совершенствовать приемы рисование
пластилином –размазывание, катание,
вдавливание, развивать творчество и
аккуратность в работе, мелкую моторику
рук
Цель: развивать у детей эмоциональное
восприятие окружающего мира.
Совершенствовать умения в работе
с пластилином. Учить самостоятельно
продумывать замысел и подбирать
необходимый материал, приемы для его
воплощения
Цель: побуждать интерес к созданию
картины со звездами, кометами. Развивать
чувство формы и композиции. Поощрять
самостоятельную деятельность. Учить
самостоятельно подбирать приемы
воплощения замысла, совершенствовать
навыки лепки «колбаски» и округлых форм,
учить в работе пользоваться стекой,
продолжать воспитывать навыки
аккуратной работы с пластилином,
развивать мелкую моторику, координацию
движения рук, глазомер, закреплять
основные цвета
Цель: учить изображать гусеницу с
помощью жгутиков (колбасок, выкладывать
из них округлые формы, совершенствовать
умение катать шарики, дополнять ими
композицию, продолжать воспитывать
навыки аккуратной работы с пластилином,
развивать мелкую моторику, координацию
движения рук, глазомер
Цель: учить изображать стрекозу с
помощью жгутиков, выкладывать их для
получения нужной формы, продолжать
воспитывать навыки аккуратной работы
с пластилином, развивать мелкую моторику,
координацию движения рук, глазомер
Цель: учить продумывать рисунок на
заданную тему, используя технику
«рисование жгутами», для выразительности
работы использовать стеку, воспитывать
навыки аккуратной работы с пластилином,
развивать мелкую моторику, продолжать
учить работать на заданном пространстве,
учить создавать коллективную композицию,
развивать творчество, координацию
движения рук, глазомер
н разных цветов; стека
Плотный картон с
силуэтом
вербы, пластилин жел
того и коричневого
цвета; стека
Плотный картон с
силуэтом
яйца, пластилин
разных цветов; стека
Плотный картон
темного
цвета, пластилин
разных цветов; стека
Плотный картон с
силуэтом
гусеницы, пластилин
разных цветов; стека
Плотный картон с
силуэтом
стрекозы, пластилин
разных цветов; стека
Плотный, пластилин
разных цветов; стека
11
Учебный тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование
разделов и тем
Раздел 1
Введение. Водный инструктаж
Диагностический материал «Мухомор»
Диагностический материал «Белый гриб»
«Корзина с грибами»
Раздел 2
«Цветные зонтики»
«Береза»
«Золотая осень»
Золотая Осень
Раздел 3
«Снегири на веточке»
«Мастерская деда мороза»
«Елочка Ёлочка зеленая иголочка»
«Елочка Ёлочка зеленая иголочка»
Раздел 4
«Снеговик»
«Зимняя ночь»
«Снежинка»
Раздел 5
Самолет летит
Подарок Папе
Подарок Папе
День рожденья медвежонка
Раздел 6
«Подарок Маме»
«Подарок Маме»
«Одуванчики словно солнышки»
«Одуванчики словно солнышки»
Раздел 7
«Верба»
«Пасхальное Яйцо»
«Звездное небо»
«Звездное небо»
Раздел 8
«Гусеница»
«Стрекоза»
«На лугу»
«На лугу»
Итого
Количество часов
Всего
кол-во занятий
мин.
4
36 минут
1
15 минут
1
7минут
1
7 минут
1
7 минут
4
28 минут
1
7 минут
1
7 минут
1
7 минут
1
7 минут
4
28 минут
1
7 минут
1
7минут
1
7 минут
1
7минут
3
21 минут
1
7 минут
1
7минут
1
7 минут
4
28 минут
1
7 минут
1
7минут
1
7 минут
1
7 минут
4
28 минут
1
7 минут
1
7 минут
1
7 минут
1
7минут
4
28 минут
1
7минут
1
7 минут
1
7 минут
1
7 минут
4
28минут
1
7минут
1
7минут
1
7 минут
1
7 минут
31
Практика
44 минут
5 минут
13 минут
13минут
13 минут
52 минут
13 минут
13минут
13 минут
13 минут
52 минут
13 минут
13минут
13минут
13 минут
36 минут
13 минут
13минут
13минут
52 минут
13 минут
13 минут
13 минут
13 минут
52 минут
13 минут
13минут
13минут
13 минут
52 минут
13 минут
13 минут
13 минут
13 минут
52минут
13 минут
13 минут
13 минут
13 минут
12
Содержание изучаемого курса
Программа составлена с учетом интеграции всех областей.
1. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова.
Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в детском саду. Поэтому
она находит отражение и в программе дополнительного образования.
Речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие
движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально
тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить,
так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются
под влиянием импульсов от пальцев рук.
За счет использования различных материалов, новых технических приемов,
требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка
фиксированным положением создаются условия для преодоления общей моторной
неловкости, развития мелкой моторики руки.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда в процессе
занятия используются слова, обозначающие свойства, качества того или иного
материала, способов действия с ним и т.д. На непосредственно образовательной
деятельности широко используются:
скороговорки,
чистоговорки,
потешки,
прибаутки,
рассказывание сказок,
слушание русских народных песен.
2. «Физическое развитие». Использование некоторых элементов в
оформлении к праздникам, развлечениям.
3. «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность.
Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для
создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим).
Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по
ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со
строением предметов, объектов.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу
• (игры, беседа, поход, экскурсии, конкурс);
• занятие;
• досуговая форма;
• дидактические игры.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный
запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по
содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.
Приемы и методы организации
13
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет);
• наглядные;
1. практические;
• игровые.
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки,
подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что
влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу,
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес
к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие
дидактические материалы и техническое оборудование.
В их числе:
• тематические подборки демонстрационного и раздаточного материала;
• технологические карты демонстрационные, раздаточные;
• коллекция образцов картин из пластилина;
• библиотека литературы по пластилинографии;
• дидактические игры, развивающие мелкую моторику руки;
• учебная доска, мел;
• материалы и инструменты для пластилинографии.
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-215 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.
Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗДИДАКТИКА, 2009.-145 с.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗДИДАКТИКА, 2009.-220 с.
4. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В.
Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий
2003», 2006.-250 с.
6. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ
Сфера, 2002.-301с.
7. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб,
2006.-190 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В.
Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.
2. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб,
2006.-190с.
15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Консультация для родителей
«Как пластилинография влияет на развитие мелкой моторики рук»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как
принято говорить, мелкой моторики.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой
лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В.А.
Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев».
По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований
делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая
святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет
фундамент умственного развития, а умственные способности начинают
формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности,
в том числе и в общей двигательной, и ручной. В связи с этим в системе воспитания
и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные
мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и
развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как
пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и
народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажерами для рук, игры с
орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных
карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук,
движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек,
рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине
пальчиком.
Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или
между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только
с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и
заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить
произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время
«учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает,
обследует предметы?
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре,
влажности и т.д.
2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах
материалов.
16
3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства
предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.
4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или
твердый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие
движения)
мелких
и
сыпучих
предметов
учит
ребенка
ощущать
прикосновение ладони или пальцев.
Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики,
пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами.
Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию –
осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.
Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства
поверхности.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в
частности, к письму.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в
них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев
можно инсценировать рифмованные истории.
Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра,
которая сопровождается короткими диалогами, сценками. Полезны занятия с
пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных
видов круп, семян (панно).
Так же эффективны занятия с бумагой. Дошкольники овладевают навыками
моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся
преобразовывать объекты.
Используя в работе технику оригами, искусство складывания бумаги,
позволяет развивать мелкую моторику, синхронность движений обеих рук,
зрительно-двигательную координацию, что особенно важно для детей с проблемами
развития.
Большое значение для старших дошкольников имеет развитие графической
моторики: рисование по трафаретам, штриховка, выполнение графических
упражнений, работа в занимательных прописях.
Цель этих занятий:
1. формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать
тактильную чувствительность рук;
2. развивать мелкую ручную моторику;
3. развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;
4. совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в
работе;
5. формировать умение доводить начатое дело до конца;
6. совершенствовать коммуникативные навыки;
7. ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
8. учить, предварительно планировать ход работы над изделием
(устанавливать
логическую
последовательность
изготовления
поделки,
определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
17
9. контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество работы).
Практическая домашняя игротека
Сказка массаж с колючим мячиком (по авторской технологии «Сказки-массажи
на минутках здоровья»). Материал можно найти по ссылке.
Заключение
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может
осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами,
рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет
более полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е.
ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
Необходимо приобретать ребенку пособия, игрушки, действуя которыми, он будет
знакомиться со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и т.д.
Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребенку, сами по
себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми
условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную
активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов
сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а
часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые
взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем
игрушка, просто висящая перед глазами ребенка. Необходимо различными приёмами
во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать
развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного
развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности
наблюдать ребенок не узнает о многих явлениях окружающего.
В дошкольном детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который
приобретает ребенок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и
умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как
внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно
больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную
деятельность и умение воспринимать. Период дошкольного детства является
периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной
степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания
детей.
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее.
Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а
дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей на тему:
«Игры и игрушки для развития мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем
появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на
основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была
выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких
необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном
возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение
часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с
элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления,
понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.), ручного
праксиса, художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным
навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.
Предлагаю вашему вниманию сборник простых упражнений, которые могут
быть включены в игры и в распорядок дня вашего малыша, и которые помогут вам
избежать проблем с речью у ребенка, а впоследствии и с его обучением в школе.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В
возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о
развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание
пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Главное - уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При
выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей.
Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей
интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять,
увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив
наглядный материал игры на словесный и т.д.
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или
заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте
ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много не значит хорошо! Не делайте ни
чего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить
результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и
приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка
(сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные
19
материалы и оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте
хорошо режим дня ребенка.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие
домашние дела, как:
* перемотка ниток;
* завязывание и развязывание узелков;
* уход за срезанными и живыми цветами;
* чистка металла;
* водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду,
предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье
(объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание,
перетирание, полоскание, отжимание);
* собирание разрезных картинок;
* разбор круп и так далее.
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!
Работа с шариками
Оборудование: Шары различных размеров, коробка.
Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На
некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет,
как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает
ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и
добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.
Работа с кубиками
Оборудование: Кубики.
Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового
размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить
кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.
1. «Дорожка» - выкладывание в ряд несколько кубиков.
2. «Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кубиков.
3. «Скамеечка» - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.
4. «Столик» - поперечная планка накладывается на один кубик.
5. «Ворота» - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя
строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т.д.
Работа с матрешками, пирамидками
Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки
разных размеров.
Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый
вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку
показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть.
После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:
1. собрать пирамиду из 5 колец;
2. собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;
3. собрать одну матрешку из 4-5.
20
Работа с корзиной и шариками
Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько
шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от
ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же.
Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.
Работа со шнуровкой
Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.
Содержание: В карточке в определенной последовательности делают
отверстия и просят ребенка:
* протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
* протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
* выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем
ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом
принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя
два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный
шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон
должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.
Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны
располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру,
рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью
большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.
Работа с пульверизатором
Оборудование: Пульверизатор, ватка.
Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора,
направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно
двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота
с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота
соперника.
Работа с карандашом
Содержание:
1. Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и
правой руки.
2. Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.
3. Вращение карандаша ладонями обеих рук.
4. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и
средним, средним и безымянным и т.д.).
Работа с резинкой
Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую
канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и
средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и
левой руки (указательным, средним и т.д.).
21
Работа с клавишами
Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий музыкальная игрушка, клавиатура).
Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый
показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый
просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может
проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми
пальцами по очереди, можно перебирать клавиши (одну клавишу одним пальцем).
Для детей старшего возраста можно пронумеровать клавиши или разместить на них
буквы алфавита и совмещать развитие мелкой моторики с обучением грамоте и
счету.
Работа с мозаикой
Оборудование: мозаика различных видов, образец.
Содержание:
1. Вставить пластинку в любое отверстие мозаики.
2. Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец,
который не убирается.
3. Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами
образец (одноцветный).
4. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Работа с бусами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все
что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно
составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в
том числе сухих, ягод рябины.
Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы,
макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).
Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но
одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных
цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие
и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При
выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал
нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность
нанизывания бусинок.
Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и
узор.
Работа с бумагой и ножницами
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития
мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует
развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается
определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми
навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от
самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и
22
возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с
возрастом задания, и поощрения взрослых.
Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром,
елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций,
игрушки-забавы, подарки и сувениры.
Оборудование: Бумага различных цветов, картон, клей, кисть, ножницы,
журналы, картинки, газеты, фольга.
1. Сделай бусы.
Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них
скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые
бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорнодвигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых
при обучении письму.
2. Плетение. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности,
терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое
дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств
необходимых ребенку для обучения в школе.
Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы,
солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку
можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных
надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и
определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части
коврика.
Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают
придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в
других поделках.
3. Оригами. Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из
бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов
и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.
Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для
успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме
нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения
(сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит
изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и
закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и
упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился
квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую
форму» и др.
На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они
развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении
игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам,
сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетноигрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги
разных цветов и готовые книги по технике оригами.
23
4. Аппликации.
Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное
вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок
дети могут составлять композиции - аппликации. Если ребенок еще мал, и вы
опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок,
придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
Можно учить вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с
закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и
фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.
Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет
замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится
узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
Рукоделие
Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье,
вязание.
Оборудование: Лоскутки, ткани разных текстур, нитки, иголки большие
(цыганские), пуговицы, наперсток.
Содержание: Первый шов, который осваивают дети, это шов «вперед иголку».
Стараются, чтобы стежки были одинаковыми, образовывали ровную контурную
линию. Освоив этот шов, дети переходят к швам «за иголку» и «строчке». В шве
«строчка» стежки сходятся плотно один к другому. Иголка вкалывается там, где она
была вынута в предыдущем стежке. На лицевой стороне получается одна сплошная
строчка, а на изнаночной - двойная линия.
Освоив швы, дети могут осваивать шитье. Координация и точность движений
развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Затем дети осваивают шов
«через край». Этим швом они могут сначала обшивать кусочек картона (открытку).
Вначале взрослый может наколоть ряд отверстий по контуру, чтобы дети освоили
способ действия с иглой, затем шов выполняется самостоятельно.
После этого задания усложняются. Взрослый может предложить сшить
вырезанные по выкройкам заготовки, а затем самим придумать, вырезать и сшить
наряд для куклы или новогодний костюм.
Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т.е. имитируют
соответствующее действие руки, а затем действуют и иголкой с ниткой.
Детям поначалу трудно бывает научиться завязывать узелок на нитке. Обучают
их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск
маленьких игрушек волчков с помощью пальцев. Запуск волчка требует характерных
скатывающих движений пальцами, близких к созданию узелка на нитке.
24
Картотека дидактических игр
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Всем известно насколько важно развивать мелкую моторику рук ребенка.
Ведь от того насколько ловкими и умелыми будут маленькие ручки зависит
развитие речи и мышления. Способов, которые совершенствуют мелкую моторику,
много, один из таких – это использование различных дидактических игр. Я
предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Разноцветные бусинки»,
которая развивает мелкую моторику рук ребенка и, которую можно изготовить
своими руками.
Дидактическая игра «Разноцветные бусинки» на развитие мелкой
моторики руки.
Задачи:
учить различать и правильно называть основные цвета, развивать мелкую
моторику рук, воспитывать усидчивость.
Материал для изготовления:
Бисер разных цветов и разного диаметра.
Цель:
-закрепление знаний основных цветов (желтый, синий, красный);
- развитие мелкой моторики;
- развитие творческого воображения, образного мышления, конструктивных
навыков.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Задачи:
Учить различать и правильно называть основные цвета, развивать мелкую
моторику рук, воспитывать усидчивость.
Материал для изготовления:
Бисер разных цветов и разного диаметра, цветные шнурки.
Цель:
-закрепление знаний основных цветов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творческого воображения, образного мышления, конструктивных
навыков.
Дидактическая игра «Наведи порядок»
Задачи:
Учить классифицировать бисер по цвету, форме, по качеству, материалу,
сравнивать по определению, различать и правильно называть основные цвета,
развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.
Материал для изготовления:
Бисер разных цветов и разного диаметра, пластмассовые тарелочки
Цель:
-закрепление знаний основных цветов;
- развитие мелкой моторики;
25
- развитие творческого воображения, образного мышления, конструктивных
навыков.
26
Пальчиковый тренинг
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Простые
* Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем
вправо, 4 - 5 раз.
* С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
* Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им
круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
* Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые
фаланги. 5 - 6 раз.
* Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением,
начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца,
вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
* Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый
палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак.
Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести
количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти
расслабленными кистями и сделать массаж.
Комплексы упражнений
«Дружба»
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
«Мы с тобой подружим маленькие пальчики».
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
«Раз, два, три, четыре, пять».
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
«Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать».
Руки вниз, встряхнуть кистями.
«Прогулка»
При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично,
поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его
противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками
двигаются по столу.
А вторые - догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики - бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые - пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
27
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.
«Человечки»
Побежали вдоль реки. движение указательных и средних пальцев по поверхности
стола от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.
«В гости»
В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках
одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.
«Ну-ка, братцы, за работу!»
«Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять».
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все
пальцы.
«Алые цветки»
«Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
28
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают».
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем
производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются,
приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
«Апельсин»
«Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!»
Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
«Прятки»
«В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали».
Сжимание и разжимание пальцев рук.
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание
большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем
положение рук меняется.
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением
усилий.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения,
постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя
грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
* Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем
вращение карандаша вправо, влево.
* Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем
поочередное растирание.
* Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих
соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные
средства, которые есть в любом доме. Итак, несколько упражнений для развития
мелкой моторики:
* «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос
диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том,
29
чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а
затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
* «Каляки-маляки». Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу
(например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый
рисует на «доске» линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые
фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
* «Солнышко улыбается». Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из
плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое
количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с
цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом
красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется
счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с
ним играют.
* «Мозаика». Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, вопервых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых,
из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры.
Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто
«мужскими» играми.
* Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки
импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший
пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь пилот самолета или танкист.
* Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными
стихотворениями. Например:
* Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых
прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
* Берем решетку для раковины, которая состоит из множества «ячеек».
Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам,
стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то
одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы
бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат,
бобрят».
* Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка.
Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования
масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они
помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания
ручки-карандаша рукой подать).
* Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы,
квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите
руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого
размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете
на фломастеры и краски.
* Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо
безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные «комки», потом - простые
фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В
30
тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же
пуговицы.
* В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии
других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит
потакать капризному «не хочу, не буду». Придется проявить дипломатические
способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.
Мониторинг
Диагностика освоения программы проводится в начале и в конце
учебного года и осуществляется с помощью мониторинга, основными
методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы
Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А, Дьяченко О.М., содержащие
инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития
воображения, восприятия и моторики руки.
В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на
сформированность следующих навыков и умений:
❖ умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук
❖ умение соединять концы палочки в кольцо
❖ умение раскатывать комочки круговыми движениями
❖ умение сплющивать шар
❖ умение присоединять (прижимать) две части
❖ умение выполнять работу аккуратно
Наличие представления о способах лепки того или иного предмета
Низкий уровень(1
балл)
Средний уровень
(2 балла)
Уровень выше
среднего
(3 балла)
1.
испытывает 1.
раскатывает
1.
раскатывает
трудности
в пластилин
между пластилин одним из
раскатывании
ладонями
рук,
но способов
(только
пластилина прямыми чувствует некоторую между ладонями или
движениями рук
неуверенность
на дощечке)
2.
умение
не
сформировано
(концы не соединяет
между собой)
2.
умение
сформировано,
но
концы соединяет плохо,
внахлест
3.
испытывает
трудности
в
раскатывании
пластилина
круговыми
движениями рук
4. не выполняет
прием сплющивания
(раздавливает кусок
на доске и т.п.)
3.
раскатывает
пластилин
между
ладонями
рук,
но
готовый предмет не
совсем напоминаетшар
2.
не
обращает
внимание накачество
присоединения
концов палочки
3.
раскатывает
пластилин
(глину)
круговыми
движениями,
при
этом
поверхность
шара не гладкая
4. при выполнении
4. сплющивает шар,
работы может выполнять сминая его между
двумя
ладонями,
приемсплющивания
форма диска при
шарана доске (нет
этом может иметь
четкого владения
рваные края
навыком сплющивания
Высокий
уровень
(4 балла)
1. раскатывает
пластилин двумя
способами,
действия
уверенные,
самостоятельные
2. готовая работа
выглядит
аккуратно, концы
соединены,
прижаты
3. уверенно и
безособых усилий
создает
формупохожую
на шар сгладкой
поверхностью
4.уверенно
сплющивает шар,
диск с ровными
краями
31
5.
не
владеет
приемом соединения
двух деталей друг с
другом
6. не поддерживает
свое рабочее место в
чистоте, работает не
аккуратно
7. может не знать,
как
вылепить
отдельные предметы
(из
предложенных
вариантов
нет
представлений
о
выполнении
2
предметов)
между ладоней)
5. соединяет деталине
прочно
5. соединение частей 5.
прочно
и
прочное,
но
не аккуратно
аккуратное
соединяетдетали
6. при напоминании
взрослого
поддерживает свое
рабочее место в
порядке, дощечкой
почти не пользуется
6.
не
всегда
показывает навык
аккуратной работы,
забывает
про
дощечку,
может
работать на столе
7. может не знать, как
выполнитьсоединение
частейили не иметь
представлений об одном
из способов лепки
7. представления
имеются, но в
поведении может
чувствоваться
неуверенность
6. сформирован
навык аккуратного
пользования
пластилином
(глиной), рабочее
место сравнительно
чище сверстников
7. уверенно
выполняет работу на
все предложенные
темы, знает
несколько приемов
лепки одной и той же
формы (раскатывание
между ладонями, на
доске)
Обработка результатов:
От 7 до 10 – низкий уровень
От 11 до 17 – средний уровень
От 18 до 24 – уровень выше среднего
От 25 до 28 – высокий уровень
Вывод. Изготовление пластилиновых поделок и картин ярких расцветок с
применением различных приемов – увлекательное занятие, дающее радость.
Готовые работы можно дарить друзьям, а можно, вставив в рамку, повесить у
себя в комнате, а можно поучаствовать в творческом конкурсе.
Конспект занятия по (Пластилинография)
32
Тема: «Мухоморы»
Цель: создание условий для развития у детей художественного вкуса и
творческих
способностей
посредством
нетрадиционной
техники
–
пластилинографии.
Задачи:
1.Учить детей создавать выразительный образ посредством объема и цвета.
2. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
формировать у детей интерес к творчеству.
2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Области интеграции.
Художественно-эстетическая, познавательная области.
Материал:
½ листа картона зеленого цвета, на картоне силуэт гриба, пластилин белого
цвета, дощечки, образец работы, картинки с изображением мухомора; стеки,
салфетки.
Предварительная работа:
1. Беседа о грибах; рассматривание картинок «Грибы», где они растут;
уточнение представлений о строение грибов; поиск аналогий (на что похож гриб);
2. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».
3. Просмотр презентации.
4. Складывание разрезных картинок с изображением мухомора.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправится на
прогулку в осенний лес. Вы согласны»
Дети: Да!
Воспитатель: Игра «Мы идем в осенний лес»
Заходи в осенний лес!
(Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес!
(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот березки золотые стоят,
(Поднимают руки вверх).
Под берёзками грибочки
На нас глядят(Приседают и изображают грибок).
В корзинку прыгнуть хотят.
(Встают и изображают корзинку).
Воспитатель: Вот мы и пришли!
Презентация, слайд « изображение грибной полянки».
Воспитатель: Посмотрите ребята, что это растёт на полянке?
Дети: Грибы.
Воспитатель: Правильно! Это грибы! Давайте мы с вами поближе их рассмотрим!
Интересно, какие это грибы съедобные или несъедобные?
33
Презентация, слайд «изображение несъедобных грибов».
Воспитатель: Эти грибы несъедобные, они ядовитые, их кушать нельзя, можно
отравиться!
Презентация, слайд «изображение съедобных грибов.»
Воспитатель: Ребята! Смотрите, есть ещё и другие грибы, а давайте
рассмотрим их!
Воспитатель: Это ребята съедобные грибы! Их можно использовать в пищу.
Жарить, варить, солить! Какие ребята у нас есть в лесу грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные!
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно! А кто из вас собирал грибы в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте свами поиграем и соберем грибы в корзинку.
Хороводная игра
За круг выходят «грибы» -3-4 ребёнка, заранее выбранных считалкой.
Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:
Давайте, ребята, пойдём за грибами.
Корзинку грибную мы сделаем сами.
За веточкой ветка - корзина плетётся,
и кто-то, и кто-то в неё попадётся!
С окончанием песенки все останавливаются и поднимают сцепленные руки
вверх, образуя «воротики». Дети-«грибы» под быструю музыку пробегают через
«воротики»: в круг, из круга, в круг, из круга, и т. д. С окончанием музыки,
играющие опускают руки. Оставшиеся внутри круга дети- «грибы» становятся в
общий круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «грибы» не будут пойманы.
В: Ребята посмотрите, а у нас здесь какой красивый гриб растёт!
Презентация, слайд «изображение мухомора в лесу»
В: Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный …(Мухомор)
В: Это гриб мухомор (показ муляжа). Давайте рассмотрим его, из каких частей
состоит мухомор? На какую геометрическую фигуру похожа шляпка? Пятнышки? А
ножка?(ответы детей). Посмотрите и скажите мне, какого цвета у него шляпка,
ножка? А пятнышки?
В: Для человека мухомор несъедобен, он ядовит, а для животных он
полезен. Они им лечатся. Ребята! Мухомор-то у нас один, а животных в лесу много.
Давайте поможем животным, и слепим для них мухоморы, чтобы они не болели.
С виду я такой нарядный,
Очень важный и крутой,
Рослый, симпатичный, статный,
И характер золотой.
Говорят, что ядовитый,
Отравиться можно мной.
Я краснею от обиды
И скрываюсь под сосной.
34
На меня глядят с укором,
Могут даже пнуть ногой,
Называют мухомором
И ругают за спиной.
Ну, за что такие муки?
Кто мою излечит грусть?
Не обидел сроду мухи.
Может быть, я вам сгожусь?
Воспитатель:
- Вы готовы приступить к работе?
Посмотрите, какой красивый мухомор получается. Показывает образец, дети
рассматривают.
Воспитатель:
- У вас на картоне силуэт гриба, мы с вами берем пластилин белого цвета,
отрываем от него маленькие кусочки и раскатываем маленькие шарики для
украшения шляпки.
- Ребята, вы готовы приступить к работе, всё ли вам понятно? Если в
процессе работы у вас возникнут трудности, вы можете обратиться ко мне.
Воспитатель:
- Чтобы ваши пальчики ловко справились с работой. Я предлагаю вам
поиграть с пальчиками (пальчиковая гимнастика)
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг»
(Показывают удивление, развод руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца
правой руки.)
Мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
Самостоятельная деятельность детей:
Дети лепят мухоморы по представлению, или при необходимости опираясь на схему
или пользуясь подсказками и помощью воспитателя.
В: Молодцы ребята! У всех получились очень красивые мухоморы! Вот мы с
вами и помогли лесным животным! Теперь они никогда не будут болеть!
35