1. Раздел. Пояснительная записка
В основе дополнительной образовательной Программы «Песочные фантазии»
лежит дополнительная образовательная программа «Школа песочной анимации
Алины Хайруллиной» (г. Набережные Челны)
Новизна программы. Использование песочной анимации в развитии
творческих способностей и логического мышления учащихся. Отличительные
особенности программы заключаются в том, что в методике обучения детей
художественной деятельности широко используются разнообразные игровые
формы. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что жизнь
ребенка тесно связана с игрой. Игра – это не только удовольствие, через игру дети
познают окружающий мир. Каждый ребенок в состоянии создать свою собственную
сказку, которая оживает на экране под его руками. А каждый герой может
проходить трансформацию и перевоплощение. Практические занятия по программе
связаны с использованием различных художественных техник и приемов.
Программа ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей,
художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления,
эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к
искусству, на формирование духовной культуры личности.
Актуальность программы. Происходит сближение содержания программы с
требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий
на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения
этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей
к творчеству, сформировать позитивную картину мира, через созерцание
окружающего, укрепить любовь к жизни и родине. Песочная анимация – это
завораживающее зрелище. Весь процесс создания картин происходит на глазах у
зрителей. Удивительным образом горсть песка превращается в романтический
пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Песочная анимация помогает лучше
изучить окружающую реальность и раскрыть творческие способности. Благодаря
работе с песком возникнет более осмысленное отношение к творчеству, развивается
мелкая моторика рук, а благодаря необходимости поиска новых образов фантазия
становится намного ярче. Педагогические аспекты использования песка трудно
переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденный по
своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для
изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. Песок, по
утверждению психологов, поглощает и негативную энергию человека,
стабилизирует его эмоциональное состояние. Здесь песок выступает как особое
средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможных узоров.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только
своими изобразительными свойствами. Здесь еще есть и психологическая
специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы
показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и
именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не
провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на
результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то
ребенок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом
у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него
пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти
крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на
процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей в изобразительной
деятельности, эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов, предметов,
явлений окружающего мира как эстетических объектов.
2. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами
художественно-образной выразительности.
3. Создание условий для свободного экспериментирования с песком.
4. Развитие фантазии и художественного видения.
5. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Развитие умения работать самостоятельно и в коллективе.
Уровень сложности: программа рассчитана на базовый уровень сложности,
направленность – художественно-эстетическая.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4-5 лет.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Год обучения
Общее количество
часов
Количество часов в
неделю
1
32
1
Занятия проводятся в кабинете № 1 один раз в неделю по 1 академическому часу
(всего 32 академических часа).
Формы занятий.
1. Беседа.
2. Рассказ.
3. Демонстрация.
4. Инструктаж.
5. Обсуждение.
6. Индивидуальная практическая работа.
7. Игра.
8. Проведение отчетного выступления
2
Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на
добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Пол детей, участвующих
в освоении программы, не учитывается. Наличие базовых знаний и специальных
способностей не требуется. Наличие определенной физической и практической
подготовки не требуется
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к
миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных
явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений
искусства и явлений окружающей жизни; формирование ответственного отношения
к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию; развитие эстетической потребности в общении с искусством,
творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и
фантазии, коммуникативных навыков в процессе совместной практической
творческой деятельности.
• в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира,
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности);
• в трудовой сфере (навыки песочной анимации).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• Определять последовательность действий.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку своей деятельности на занятии.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе
заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
3
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
занятиях и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
• в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и
общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства);
• в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу);
• в
коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные
результаты художественно-творческой деятельности);
• в трудовой сфере (умение использовать песок как художественный
материал, трансформирование новых образов с использованием средств
изобразительного искусства и песочной анимации).
Формы подведения итогов
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является создание
индивидуального анимационного фильма из песка.
2. Раздел. Содержание программы
Распорядок дня
Организация образовательного процесса в ДОУ предусматривает личностноориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, заказ
родителей, время года; соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений. (СанПиН 1.2.3685-21).
При организации распорядка дня детей в ДОУ предусматривается
сбалансированное чередование видов деятельности: непрерывной образовательной
деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов, самостоятельной.
Тематическое планирование
№
Название раздела
п/п
Рисование на
песочном столе
Темы
Количество часов
Теория/практика
Фон- разные техники
1 (30мин /30мин)
Основные техники
рисования на песке
1 (30мин /30мин)
Техника Пальчикового
1 (30мин /30мин)
Формы аттестации/
контроля
Диагностика
4
рисования
Техника Насыпания
1 (30мин /30мин)
Техника Отсекания
1 (30мин /30мин)
Рисование
вспомогательными
предметами
1 (30мин /30мин)
Рисуем мордочки животных 1 (30мин /30мин)
- секрет
Рисуем мордочки
животных- рука как ковш
1 (30мин /30мин)
Подводный мир
1 (30мин /30мин)
Растительный мир - цветы
1 (30мин /30мин)
Деревья
1 (30мин /30мин)
Пейзажи
1 (30мин /30мин)
Насекомые
1 (30мин /30мин)
Птицы
1 (30мин /30мин)
Животные домашние
1 (30мин /30мин)
Животные экзотические
1 (30мин /30мин)
Объем
1 (30мин /30мин)
Эмоции
1 (30мин /30мин)
Фигура человека
1 (30мин /30мин)
Профиль человека
2 (30мин /90мин)
Портрет человека
2 (30мин /90мин)
Одежда
1 (30мин /30мин)
Еда
1 (30мин /30мин)
Космос
1 (30мин /30мин)
Трансформация
2 (30мин /90мин)
Архитектура и
достопримечательности
1 (30мин /30мин)
Сказки
1 (30мин /30мин)
Практика
Самостоятельная
работа
Практика
Самостоятельная
работа
Подготовка к выступлениям 1 (30мин /30мин)
Выступления
1 (30мин /30мин)
32
5
Календарный учебный график для дошкольников 4-5 лет
Форма
занятия
Групповая
Тема
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Вводный урок
Содержание
Техника безопасности
Основные приемы и
техники
Фон
Отработка
горизонтального фона
повторение
пройденных тем
Еда
Пицца, пирог,
гамбургер, картошка
фри, молочный
коктейль
Транспорт
Машина, самокат,
велосипед, танк
Транспорт
Самолет, вертолет,
поезд, автобус, лодка
Одежда
Платье, сапог, туфля,
кроссовок
Одежда
Шляпа, свитер, штаны,
шапка
Рисуем фигуру Техникой пальчикового
человека
рисования: мальчик,
девочка
Рисуем фигуру Фигуры мальчика и
человека
девочки в движении
Силуэты
Рыба, черепаха, акула,
морских
медуза, дельфин
обитателей
Повторение
пройденных
тем
Силуэты
Змея, кот, заяц, лиса,
животных
и медведь, ежик
птиц
Портрет
Рисуем черты лица:
Портрет
На темном фоне
Песочные
Смешарики, Лунтик,
картинки
Маша и Медведь,
героев
из Домовенок Кузя
мультиков
Песочные
Колобок, Баба - Яга,
картинки
Буратино, Доктор
героев
из Айболит
сказок
Рисуем ночь
Деревня, город,
сказочный пейзаж
Повторение
пройденных
тем
Космос
Рисуем космонавта,
Космонавт,
лица и скафандр
Космический
ракеты, тарелка
Кол-во
часов
1
Форма
контроля
Практика
Самостоятельная
работа
1
Практика
1
Самостоятельная
работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
Февраль
транспорт
Космос
Космонавт
Натюрморт
Февраль
Натюрморт
Февраль
Одежда
силуэтный
рисуноктехникой
отсекания
Динамика
Фигуры
человека
Одежда
Февраль
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Силуэт космонавта,
силуэт инопланетянина
Располагаем все овощи
на одном столе
Располагаем все
фрукты на одном столе
Платье, сапог, шляпа,
шапка, брюки, шуба
Катание на коньках, на
лыжах, плавание,
скалолаз
Шляпа, свитер, штаны,
шапка
Рисуем фигуру Техникой пальчикового
человека
рисования: мальчик,
девочка
Рисуем фигуру Фигуры мальчика и
человека
девочки в движении
Силуэты
Рыба, черепаха, акула,
морских
медуза, дельфин
обитателей
Урок
Пингвин, сова, птица в
трансформации полете
Урок
летучая мышь, журавль
трансформации
Песочные
Смешарики, Лунтик,
картинки
Маша и Медведь,
героев
из Домовенок Кузя
мультиков
Итоговое
Повторение каждой
занятие
темы
1
1
1
Практика
Самостоятельная
работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
Содержание программы
I. История возникновения песочной анимации
1. Знакомство с материалом. Способы засыпки фона.
Теоретическая часть: история жанра «песочная анимация». Знакомство с
песком, световым столом. Правила техники безопасности при работе на песочных
столах, при работе с песком.
Практическая часть: засыпка фона песком, тренировка засыпки фона
разными способами.
II. Основные приемы песочного рисования
1. Знакомство с основными приемами песочного рисования
Теоретическая часть: основные приемы песочного рисования
Практическая часть: отработка основных приемов песочного рисования.
Сыплем песок из кулачка, насыпаем линии, упражнение «солнышко», точки и
кружочки, упражнение «лист», упражнение «яичница-глазунья», упражнение
«текст», упражнение «полумесяц» и т.д.
2. «Море» - отработка засыпки фона
7
Теоретическая часть: основные приемы песочного рисования
Практическая часть: рисуем воду, рисуем фактуру морских волн разными
предметами (кисти, расческа).
3. «Подводный мир»
Практическая часть: рисуем по засыпанному фону осьминога и других
морских обитателей
4. «Пейзаж»
Теоретическая часть: основные приемы песочного рисования
Практическая часть: рисуем горный пейзаж
III. Основы композиции
5. Времена года
Теоретическая часть: Что такое пейзаж? Как правильно расположить
элементы пейзажа?
Практическая часть: создание летнего, осеннего, зимнего и летнего пейзажа с
использованием различных техник.
6. Натюрморт «Овощи и фрукты»
Теоретическая часть: Что такое натюрморт? Как передать объем в песочном
рисовании?
Практическая часть: создание рисунка из песка – натюрморт с овощами и
фруктами – с натуры. Передача светотеневого рисунка.
IV. Игра света и тени
7. «Ночной и дневной город»
Теоретическая часть: Закон контрастности.
Практическая часть: создание композиции «ночной город» и «дневной
город».
8. «Рисуем мордочки животных»
Теоретическая часть: Рисование животных песком.
Практическая часть: создание нескольких композиций с изображением
разных животных с использованием «секрета».
V. Воздушная Перспектива
9. «Пейзаж»
Теоретическая часть: Что такое многоплановый пейзаж?
Практическая часть: создание рисунка из песка – различных пейзажей – с
соблюдением основных правил перспективы.
10. «Горы и холмы»
Теоретическая часть: Правила перспективы
Практическая часть: создание композиции из песка «Горы и холмы».
VI. Пластика движений
11. «Сказки из песка»
Теоретическая часть: Пластика движений
Практическая часть: тренировка пластики движений и постановка рук при
рисовании песком. Создание рисунка на тему «Сказки из песка»
12. «Новогодний выступление»
Теоретическая часть: Пластика движений
Практическая часть: тренировка пластики движений и постановка рук при
рисовании песком. Создание рисунка на тему «Новогоднее выступление»
VII. Основы песочной анимации
13. Песочная покадровая анимация. «Космос…»
8
Теоретическая часть: Песочная покадровая анимация.
Практическая часть: Создание нескольких кадров – иллюстрация на тему
«Космос».
14. Основные принципы и приемы анимации. «Космический мир»
Теоретическая часть: Принципы и приемы анимации
Практическая часть: Создание нескольких кадров на тему «Космический
мир»
15. Сюжет и его воплощение на экране. «Портрет»
Теоретическая часть: Как создать сюжет для воплощения его на экране?
Практическая часть: Рисование лица человека.
16. Раскадровка. «Силуэт»
Теоретическая часть: Что такое раскадровка?
Практическая часть: Рисование силуэта человека.
VIII. Создание собственного анимационного сюжета
17. Выбор темы
Теоретическая часть: Выбор темы для создания песочной анимации.
Практическая часть: Выбор и разработка темы, рисование на бумаге эскизов
к кадрам будущего песочного фильма.
18. Разработка сюжета
Теоретическая часть: Сюжет.
Практическая часть: Разработка сюжета, рисование на песке кадров
будущего песочного фильма.
19. Поиск образов
Теоретическая часть: Основные образы будущего фильма.
Практическая часть: Разработка и рисование главных образов песочного
анимационного фильма.
20. Подбор музыкального сопровождения
Теоретическая часть: Песочное рисование и музыка.
Практическая часть: Подбор музыкального сопровождения и синхронизация
его с кадрами.
21. Корректировка движений. Отработка пластики движений
Практическая часть: Отработка пластики движении и корректировка
постановки рук.
22. – 27. Отработка и корректировка собственного анимационного сюжета
28. Песочное шоу. Показ своих фильмов
3. Раздел Организационно-педагогические условия
3.1 кадровые условия реализации программы
Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование
и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету, с
предъявлением требований к стажу работы. Либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном
учреждении без предъявления требований к стажу работы и повышение
квалификации не менее 16 часов по направлению подготовки «Образование и
педагогика».
9
Реализация программы возложена на педагога, имеющего специальное
педагогическое образование.
Программу реализует 2 педагога, обладающих необходимым уровнем
образования и квалификации в соответствии с требованиями законодательства.
3.2 материально-технические условия реализации программы
Для проведения занятий необходимы:
- световые столы
- ноутбук
- экран
- расходные материалы
- антистатик
- песок мелкой фракции
3.3 учебно-методические условия реализации программы
В основе дополнительной образовательной Программы «Песочные фантазии»
лежит дополнительная образовательная программа «Школа песочной анимации
Алина Хайруллиной» (г. Набережные Челны)
Методическое обеспечение программы
№
Форма занятия
Приемы и методы
организации
Иллюстрированный
рассказ, анализ,
самостоятельная
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация
наглядного
материала.
Самостоятельная
работа
Объяснение,
демонстрация,
упражнения,
самостоятельная
работа
1
Беседа.
Практическая
работа
2
Рассказ.
Практическая
работа
3
Рассказ.
Практическая
работа
4
Рассказ.
Практическая
работа
Объяснение,
демонстрация,
упражнения,
самостоятельная
работа
5
Беседа.
Практическая
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
6
Рассказ.
Практическая
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
Методический и
дидактический материал
Этапы выполнения
работы, видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Формы
подведения итогов
Анализ
выполненной
работы
Этапы выполнения
работы, картины
известных художников о
море, видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение,
фотографии морских
животных
Этапы выполнения
работы, картины
известных художников о
космосе и горах,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, пейзажи
Оценка работ
педагогом и детьми
Самооценка
фотовыставка
работ
Выставка
фоторабот. Оценка
работ педагогом и
детьми
Анализ
выполнения работы
Выставка
фоторабот. Оценка
10
работа
разработка идеи,
самостоятельная
работа
7
Беседа.
Практическая
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
8
Беседа. Игра.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с учителем,
самостоятельная
работа
9
Беседа. Игра.
Практическая
работа
Объяснение,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
10
Рассказ.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с учителем,
самостоятельная
работа
11
Рассказ.
Практическая
работа
12
Рассказ.
Практическая
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
13
Рассказ.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с учителем,
самостоятельная
работа
14
Рассказ.
Практическая
работа
15
Рассказ.
Практическая
работа
16
Рассказ.
Практическая
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
Демонстрация,
работа с учителем,
самостоятельная
известных художников,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, натюрморты
известных художников,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, картины
известных художников к
русским народным
сказкам, видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, иллюстрации,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, изображения
русалок, видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, картины
известных художников-
работ педагогом и
детьми
Выставка
фоторабот. Оценка
работ педагогом и
детьми
Анализ
выполнения работы
Выставка
фоторабот. Оценка
работ педагогом и
детьми
Анализ
выполнения работы
Выставка работ.
Оценка работ
педагогом и детьми
Самоанализ
Выставка
фоторабот. Оценка
работ педагогом и
детьми
Выставка
фоторабот. Оценка
работ педагогом и
детьми
Выставка
фоторабот. Оценка
работ педагогом и
детьми
Самооценка
11
работа
17
Рассказ.
Практическая
работа
Демонстрация,
работа с учителем,
самостоятельная
работа
18
Рассказ. Игра.
Практическая
работа
19
Беседа.
Практическая
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
разработка идеи,
самостоятельная
работа
Демонстрация,
работа с учителем,
самостоятельная
работа
20
Рассказ. Игра.
Практическая
работа
21
Рассказ.
Практическая
работа
2227
Рассказ.
Практическая
работа
28
Отчетное
выступление
Демонстрация,
работа с учителем,
самостоятельная
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
самостоятельная
работа
Рассказ. Объяснение,
демонстрация,
самостоятельная
работа
Показ песочной
анимации,
индивидуальное
выступление
портретистов,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, фотоматериалы,
видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения
работы, видеоматериалы,
музыкальное
сопровождение
Этапы выполнения работы
Выставка
фоторабот. Оценка
работ педагогом и
детьми
Выставка
фоторабот. Оценка
работ педагогом и
детьми
Анализ
выполнения
работы.
Самооценка
Самооценка
Этапы выполнения
работы, музыкальное
сопровождение
Оценка работ
педагогом и детьми
Музыкальное
сопровождение
Оценка работ
педагогом и детьми
4. Раздел. Оценка качества освоения материалов
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с
помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа,
наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.,
О.М. Дьяченко, В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения
результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия,
моторики руки.
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№
Ф.И. ребенка
Возраст
Развитие
воображения
Уровни развития
Развития
восприятия
Развитие
моторики руки
12
Список используемой литературы
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству: 1-4 кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Войнова А. Песочное рисование. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия. «Речь». 2010.
4. Другова Е. Пластилиновый аквариум. СПб.: Питер, 2013.
5. Игнатьев Е.А. Психология изобразительной деятельности детей. - М.:
Просвещение, 1961.
6. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. - М.: Просвещение, 1976.
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальных классах: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.:
Просвещение, 1984.
8. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2007.
9. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: - М.:
ИНТ, 2010.
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М.: Издательство «Академия», 1999.
10. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей.
Виды и жанры изобразительного искусства. Книга для семейного чтения и
творческого досуга / Н.М.Сокольникова, С.П. Ломов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
11. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей.
Натюрморт, портрет, пейзаж. Книга для семейного чтения и творческого досуга /
Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
12. Эдвардс Бетти. Откройте в себе художника. – Минск: ООО «Попурри»,
2009.
12. Хайруллина Алина «Школа песочной анимации». Дополнительная
образовательная программа для детей 3-6 лет, Набережные Челны, 2021 г.
13
Приложение
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
1. Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры,
например двойной круг, десяти конечная звезда, буква «Х»). Они должны
придумать названия к картинкам и объяснить их.
2. Как можно использовать этот предмет?
Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо
предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя
и др.
3.Рисование «Чего на свете не бывает?»
Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по
воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.
«Что не дорисовано?» ++
На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл
нарисовать.
Тест «Пальчик, пальчик, где ты был?» В. Мытацин
Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку.
Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой
дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой
руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно
различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и
безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу
следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило,
различает несколько лучше, чем на левой.
Методика «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение
оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами
(контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок
– голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг,
квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования:
Ребенку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая
картина.
Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом
количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у
кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные
эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный
коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на
воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на
построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не
дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).
1 тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение
отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей;
14
2 тип – так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь
воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р:
девочка гуляет с собакой);
5 тип – заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она
выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова),
то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания
образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым
мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих
проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребенок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на
воображение;
Средний уровень - ребенок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на
воображение;
Высокий уровень - ребенок выполняет задание по 5 типу решения задач на
воображение.
15