Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень
развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления.
Это дает педагогу возможность установить уровень готовности ребенка к школе.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:
физической готовностью, т.e. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной
готовностью.
Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и
заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует
ориентировку ребенка в окружающем, запас его знаний, отношение к школе,
самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в
общении, умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние
сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда
психических процессов, умственное и речевое развитие.
Будущий ученик должен понять и принять учебную задачу, превратить ее в
самостоятельную
цель
деятельности,
оценивать
свои
действия.
Сформированность личностной и социально-психологической готовности ребенка к
школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Социальная
подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со
сверстниками и взрослыми в новых условиях.
Цель: профилактика школьной дезадаптации.
Программа позволяет решить следующие задачи:
сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
устранить разноуровневую подготовку к обучению;
исключить дублирование школьной программы при подготовке к школе;
формировать навыки учебной деятельности, интерес и желание учиться в
школе
Актуальность, практическая значимость данной программы выражается в том,
что формирование новых социальных и личностных качеств дошкольника
происходит на основе накопления социального опыта в различных видах
деятельности и сотрудничестве со значимыми другими людьми. Дети в рамках
занятий по данной программе проходят адаптацию к образовательному процессу в
школе, привыкая к новым социальным ролям «ученик - учитель» и взаимодействуя
со сверстниками в новой социальной среде.
Отличительной особенностью данной программы является ее соответствие
общим принципам:
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности - предполагает создание открытой адаптивной модели
воспитания и развития детей дошкольного возраста, обеспечивающей гуманный
подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Развитие дошкольника, и в первую очередь - целостное развитие
его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип
психологической
комфортности. Предполагает
психологическую
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий
для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не
абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не
мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе
переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться
в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп,
общества и человечества в целом.
в) Деятельностно-ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.
Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия
нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление
возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей
развивает волевую сферу.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить
творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать
и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных
задач и проблемных ситуаций.
Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника,
определяющих внутреннюю готовность его к школьному обучению: формирование
произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной
деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с
точки зрения другого человека), мотивационная готовность. Эти линии развития
определяют содержание и дидактику дошкольного образования. При разработке
предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного
дошкольного образования, а также новые современные подходы в данной области.
Игровые технологии обучения являются ведущими во всех разделах программы, а
предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности
ребенка - дошкольника.
В связи с тем, что обучение и воспитание дошкольников предполагается проводить
на базе детского сада, 2 часа в неделю с учетом всех возрастных и психологических
особенностей детей 6-7-летнего возраста, целесообразно использовать изучение
следующих разделов: «обучение дошкольников элементам грамоте (обучение
чтению) и математические ступеньки для детей 6-7 лет», которые стали основой
содержания данной программы. Каждая программа сохраняет общую тенденцию
преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования,
обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из
последовательных возрастных этапов его развития.
Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная
программа, - 5-7 лет (дошкольники).
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы
детей. Набор в группу - свободный. В целом, состав групп остается постоянным.
Наполняемость групп до 15 человек.
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий: два академических часа в неделю. Программа адаптирована к
условиям образовательного процесса школы.
Занятия по модулям: «От А до Я. Обучение дошкольников чтению» и математика
«Раз - ступенька, два - ступенька» проводятся по 2 часа в неделю.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут, с перерывом 10 минут.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном
возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только
подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я
есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь
общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Способами определения результативности реализации данной программы
являются выставка работ детей, участие детей в викторинах и конкурсах.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются открытые
занятия для родителей.
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников
В качестве ведущей технологии в школе используется проблемно-диалогическое
обучение. Занятия с дошкольниками ведутся в этой же технологии, которая
специально адаптирована к возрасту ребенка-дошкольника. Такой подход позволяет
обеспечить преемственность между дошкольной подготовкой и начальной школой
как на уровне содержания, так и на уровне технологии.
Общая схема организации занятия
Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что
поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра
должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало
затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие - четкое объяснение правил игры. В результате каждый
ребенок должен самоопределиться:
Понимать, что от него требуется в игре.
Определить, может он играть в эту игру или не может.
Определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Затруднение в игровой ситуации (1~3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в
деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не
умеем...) Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему
занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе
выйти из затруднительной ситуации.
«Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей
приводит их к «открытию» нового знания или умения. Оформив в речи «новое»,
дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя
новый способ действия.
Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение.
Выполняется работа в учебной тетради (2~3 минуты). В конце создается игровая
ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового
материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению
нового, дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют
свои ошибки.
Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Задания подбираются с учетом индивидуальных способностей личности ребенка, с
опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для
решения этой задачи включается материал разной степени сложности - от
необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные
задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и
нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа
действий.
Материально-технические условия:
Группа для обучения, оборудованный современными средствами обучения:
компьютер.
На каждом занятии учителем используются: магнитная азбука, таблицы, азбука,
раздаточный материал.
Планируемые результаты освоения учащимися содержание программы
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен
уметь:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,
«предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать простые слова;
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать
их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок
должен:
- различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения-вычитания,
знаки больше-меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради
Формы и методы промежуточной аттестации в соответствии с
запланированными
результатами
освоения
учащимися
содержания
программы является:
• Открытые занятия по обучению слогового чтения и математике для
родителей дошкольников;
•
• итоговый контроль усвоения изученного материала является диагностика
(Приложение №1).
Раздел 2. Содержание программы
Учебно-тематический план по курсу «От А до Я»
обучение грамоте (52 ч.)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Тема занятий
Гласный звук и буква А.
Гласный звук и буква О
Гласный звук и буква У
Гласный звук и буква Ы
Гласный звук и буква Э
Закрепление. Звуки и буквы А,О,У,Ы,Э.
Чтение слогов с изученными буквами.
Согласный звук и буква Л
Согласный звук и буква М
Согласный звук и буква Н
Согласный звук и буква Р
Закрепление.
Закрепление. Чтение слогов с изученными буквами.
Гласный звук и буква Я
Гласный звук и буква Ю
Закрепление.
Закрепление. Чтение слогов с изученными буквами.
Гласный звук и буква И
Парные звонкие и глухие согласные.
Звуки [В]-[Ф], [В´]-[Ф´]
Парные звонкие и глухие согласные.
Звук [Г]-[К],[Г´]-[К´]
Парные звонкие и глухие согласные.
Звуки [З]-[С],[З´]-[С´]
Парные звонкие и глухие согласные.
Звуки [Д]-[Т],[Д´]-[Т´].Развитие навыка слогового чтения.
Парные звонкие и глухие согласные.
Звуки [Б]-[П],[Б´]-[П´]
Парные звонкие и глухие согласные.
Звуки [Ж]-[Ш].
Глухие согласные. Чтение слогов.
Звуки [Ч] и [Ш]
Разделительные знаки Ъ и Ь. Чтение слов с изученными буквами.
Закрепление. Развитие навыка слогового чтения.
Развитие навыка слогового чтения.
Глухие согласные. Чтение слогов.
Звуки [Ц] .
Развитие навыка слогового чтения.
Урок праздник.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
12
1
Лексическая и грамматическая работа (8 ч.)
Теория: Правила поведения на занятиях. Что такое язык? Беседы о многообразии
русского языка, о словарном богатстве русского языка, о звуковой культуре речи.
Практика: обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными
словами в речи; употребление новых слов в собственной речи (конструирование
словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи (10 ч.) Теория: Речь - средство общения. Связная речь.
Устная и письменная речь. Средства устного общения (интонация, мимика, жесты).
Интонация. Порядок слов в предложении. Слово и предложение. Предложение.
Текст.
Практика: ответы на вопросы, участие в диалоге; подробный пересказ текста по
зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке,
по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (15 ч.)
Теория: Органы артикуляции. Звук. Классификация звуков. Гласные звуки.
Согласные звуки. Твердые и мягкие звуки. Условное обозначение звуков. Слог.
Слогообразующая роль гласного звука.
Практика: знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его
условным обозначением; знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные
звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; выделение звука в начале,
конце и середине слова, определение положения звука в слове; выделение в слове
гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-буквенному анализу (15 ч.)
Теория: Звуковой анализ слогов и слов. Понятие «звук», «буква». Сравнительный
анализ звуков и букв. Звуко-буквенный анализ слогов и слов.
Практика: звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «звук»
и «буква»; соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (4 ч.)
Практика: штриховка, обведение по контуру. Работа в тетради.
Учебно – тематический план по курсу «Раз - ступенька, два - ступенька» (52 ч.)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема занятий
Свойства предметов.
Сложение. Знак «+»
Пространственные отношения «на», «над», «под», «перед»
Понятия «справа», «слева»
Вычитание. Знак «-»
Понятия «много», «один»
Число и цифра 1.
Понятия «внутри», «снаружи»
Число и цифра 2. Пара.
Точка, линия. прямая, кривая.
Число и цифра 3.
Замкнутые и незамкнутые линии.
Ломаная линия. Многоугольник.
Число и цифра 4.
Угол
Число и цифра 5.
Понятия «больше», «меньше». Знаки « > » , «< »
Число и цифра 6
Кол-во
часов
4
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Понятия «длиннее», «короче».
Измерение длины. Сантиметр.
Измерение длины. Метр.
Число и цифра 7
Понятия «тяжелее», «легче». Сравнение массы.
Измерение массы.
Число и цифра 8
Объём. Сравнение по объёму.
Измерение объёма.
Число и цифра 9
Площадь. Измерение площади.
Число и цифра 0
Закрепление изученного.
Игровое занятие «Путешествие в царство математики»
Урок праздник
1
2
2
3
1
1
3
2
2
3
2
2
1
1
1
Содержание программы (математика)
На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они
свободно пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше,
равно, дни недели, геометрические фигуры.
Продолжается работа по закреплению знаний о составе числа из двух меньших.
Величина (2 ч.)
Дети учатся измерять с помощью линейки, знакомятся с сантиметром, метром.
Продолжается работа по делению предметов на части. Дети учатся понимать, что
часть это меньше чем целое.
Геометрические фигуры (9 ч.)
Дети знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы),
рисуют геометрические фигуры, преобразовывают их в предметы. Видят
геометрические фигуры в предметах окружающего мира.
Ориентировка во времени (2 ч.) Дети знакомятся с часами (стрелки, циферблат),
учатся определять время с точностью до получаса.
Ориентировка в пространстве (7 ч.)
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на
выполнение упражнений по словесной инструкции. Также дети обучаются
определять положение предмета относительно себя и другого лица.
Логические задачи (12 ч.)
Детям предлагаются логические задачи способствующие развитию умственной
деятельности для решения которых дети используют знания и умения полученные в
предыдущих группах.
1.
2.
3.
4.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Продолжительность обучения: 26 недель (с 1 октября по 30 апреля)
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия.
Длительность занятий: до 30 мин.
Перерыв между занятиями: 10 мин.
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Кадровые условия.
Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому
предмету, с предъявлением требований к стажу работы.
Либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу
работы и повышение квалификации не менее 16 часов по направлению подготовки
"Образование и педагогика».
Реализация программы возложена на педагога, имеющего специальное
педагогическое образование.
Программу реализует 1 педагог, обладающий необходимым уровнем образования и
квалификации в соответствии с требованиями законодательства.
Материально-техническое обеспечение методическими
материалами и средствами обучения
Место
размещения
Кабинет
дополнительного
образования
Основное
предназначение
Проведение
образовательной
деятельности
Оборудование и игровые материалы
Стол педагога, стул, мольберт. Индивидуальные столы
для детей, стулья. Раздаточные материалы, инструкции,
карандаши
Методические материалы и средства обучения и воспитания
Обучение грамоте
Для педагога:
1 .Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоте», М.: Ювента, 2012 г.
Для обучающихся
1. Е. В. Колесникова. «От А до Я», рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2012 г
2. Е. В. Колесникова. Ну-ка, буква отзовись!», рабочая тетрадь для детей 5-7 лет, М.:
Ювента, 2012 г
3. Е. В. Колесникова. Прописи для дошкольников 5-7 лет, М.: Ювента, 2013 г
Математика
Для педагога:
1.Л Г. Петерсон, Н. П. Холина Практический курс математики для дошкольников
«Раз - ступенька, два - ступенька…» М. «Ювента», 2008 г
Для обучающихся:
1. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина Рабочая тетрадь 1-2 часть по математике для
дошкольников «Раз - ступенька, два - ступенька…»
Раздел 4. Оценка качества освоения программы
Формы и методы промежуточной аттестации в соответствии с
запланированными
результатами
освоения
учащимися
содержания
программы является:
• Открытые занятия по обучению слогового чтения и математике для
родителей дошкольников;
• итоговый контроль усвоения изученного материала является диагностика
(Приложение №1).
Приложение 1
Диагностика проводится два раза в год.
начало года
конец года
3 балла выставляются при успешном выполнении задания, без помощи педагога;
2 балла – допустима минимальная помощь педагога (наводящие вопросы), но
задание выполнено самостоятельно;
1 балл – выполнение задания после демонстрации образца.
Суммируя баллы, набранные ребенком в ходе диагностики, можно сделать вывод:
• не менее 80% заданий, выполнение которых оценено в 3 балла,
свидетельствуют о высоком уровне готовности к школьному обучению.
• 55-80% - свидетельствуют о среднем уровне.
• менее 55% - низкий уровень.
На начало года
Математические способности
1.Счёт 1 – 10, 10 – 1, 3 – 8;
2.Назови число, которое стоит после, перед, между
3.Задача: Катя съела апельсин, яблоко, грушу. Сколько всего фруктов девочка
съела?
4.Сколько концов у палки? У двух?
5. На какой руке больше пальцев? на правой или на левой?
6. Кто длиннее червяк или змея?
7. Что выше пень или дерево?
8. Сколько лет тебе будет через 1 , 2 года?
9. Назови геометрические фигуры
Навыки звукового анализа и синтеза
А) Выделение первого звука в слове, последнего
- Назови первый звук в слове «Заяц»
-Назови последний звук в слове ДЫМ
Б) Придумай слово на заданный звук
В) Сколько звуков в слове Ж У К?
Чтение
Назвать буквы, которые знает.
Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу:
1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст и дату рождения.
3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
4. Фамилию, имя, отчество родителей.
5. Профессии мамы и папы.
6. Определять время по часам.
7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
8. Погодные явления.
9. Основные цвета.
10.Названия домашних, диких животных и их детенышей.
11.Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи,
фрукты, ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских
писателей.
13.Различать и правильно называть геометрические фигуры.
14.Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ),
писать графический диктант.
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный
рассказ, составить рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных.
18.Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
19.Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
20.Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии,
рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
21.Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками.
Обратный счет от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
22.Знать понятия «больше, меньше, поровну».
На конец года
Экспресс-тест
в
картинках
карти
на
определение
готовности
готов
к
школе: