Нейроумка

Пояснительная записка
Программа «НейроУмка» предназначена для дополнительных занятий с
детьми 5-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – МАДОУ
«Детский сад № 92» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие
которых соответствует возрастной норме, а также может использоваться как
вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ (ТНР,
ЗПР).
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития высших
мозговых структур – межполушарных и психических процессов. Успешность
обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных
связей. (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова, В.И. Лубовский, И.А.
Коробейникова и др.). Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие
согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга
основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов
дошкольников. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о
развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные
двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные
сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой
интеллекта. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Форма реализации
программы:
дополнительная
образовательная
деятельность
в
рамках
дополнительных занятий «НейроУмка».
Цель программы: развитие межполушарного взаимодействия –
синхронизации работы левого и правого полушария головного мозга.
Задачи программы:
Развивающие:
развивать
межполушарные
связи
с
помощью
нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических
упражнений, игр; стимулировать когнитивные процессы через специальные игровые
комплексы;
Образовательные: формировать обще учебные умения и навыки (умение
обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
Воспитательные: регулировать собственную деятельность у детей старшего
дошкольного возраста (воспитывать способность к саморегуляции действий и
самоконтроля).
Особенность реализации программы.
Программа нейропсихологического сопровождения развития детей
представляет собой цикл занятий для детей 5-7 лет с общей моторной неловкостью,
неустойчивостью иистощаемостью нервных процессов, снижением внимания,
памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или
расторможенностью,
эмоционально-волевыми
проблемами,
трудностями
формирования
пространственных
представлений,
речевых
процессов.
Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы,
обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы
способствующие развитию нервнопсихических функций, психических процессов.
Предлагаемые комплексы нейроигр и кинезиологических упражнений имеют
превентивную направленность и помогут провести работу по предупреждению у
ребенка 5-7 лет недостаточности в развитии, а также активизируют формирование
межполушарных связей, переключают мозг ребенка в интегрированный режим
работы: - сенсомоторных, психомоторных, речедвигательных процессов; психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи; - зрительно-моторной

и пространственной координации.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также
средство
развития,
благодаря
которому
формируются
двигательные,
познавательные, коммуникативно - речевые и другие навыки, необходимые ребенку.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые
позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры, активизировать
межполушарное воздействие.
Сроки реализации программы: (продолжительность образовательного процесса,
этапы) Программа рассчитана на 8 месяцев обучения дошкольников. Занятия
проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут (условно - 1 час). В месяц – 4 занятия,
курс - 32 занятия 2025-2026 уч.г. (октябрь 2025 – май 2026). Срок реализации
программы – 1 год.
Направленность: социально-педагогическая
Количество детей: 12-15 человек.
Организационно-педагогические условия:
Место проведение: Строгановский бульвар, 19. Кабинет учителя-логопеда.
Форма обучения: очная
Условия реализации программы:
Материально-технические средства: Магнитно-маркерная доска, интерактивная
панель.
Учебно-методическое:
- Нейрокарточки, нейротаблицы. нейротренажеры, нейроигры
- межполушарные доски
- карандаши, бумага
-мячики, кубики, и др.
- карточки (листы) с заданиями
Ожидаемые результаты.
Дети умеют:
- выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;
- работать в парах, микрогруппах;
У детей улучшится двигательная координация, общая и мелкая моторика, память,
внимание, пространственные представления и, как результат, повысится уровень
интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и
левого полушарий).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма занятий. Используются групповая форма работы. Программа
предполагает проведение занятий во вторую половину дня. Комплектация групп и
продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Время занятия:
5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.
Занятия носят развивающий характер и проходит в игровой форме с
интереснымсодержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Основное
содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию
двигательной сферы и общей моторики, координацию речедвигательных
анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела и на листе
бумаги, осознание своей деятельности через речь. Регулярное использование
нейроигр и кинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на
коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние
физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации
детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю,

что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников (в
том числе с ОВЗ).
Методы и приемы работы:
1.Нейродинамическая гимнастика.
2. Практические (игры, упражнения).
3. Игровые (развивающие игры).
4.Использование занимательного материала (дидактический материал).
5. Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия).
Виды, формы, методы работы.
Занятия, включают различные виды детской деятельности: познавательную,
продуктивную, двигательную, коммуникативную.
В процессе занятий используются различные формы:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игровые.
Формы работы с детьми:
- игра;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- рассказ;
- интегративная деятельность;
Методы работы с детьми:
Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог).
Практический – (упражнения, игры).
Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,
плакатов, фотографий, электронных презентаций).
Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, показ
мультимедийных материалов).
Игровые (развивающие игры, соревнования)
Использование занимательного материала (упражнения, дидактический
материал)
В программе в каждом занятии описаны пять основных блоков
упражнений:кинезиологические
упражнения,биоэнергопластика,нейротренажеры,нейрорисование. нейроигры.
Занятия по программе «НейроУмка» представляет собой комплекс различных
видов деятельности, направленный на физическое и психологическое здоровье
ребенка.
Структура занятия:
Занятие включает в себя:
-биоэнергопластику;
-нейрогимнастику (кинезиологические упражнения);
- нейротренажер;
- нейроигру (настольную, речевую. подвижную);
- нейрорисование
Коррекционно-развивающая работа с детьми
Коррекционно – развивающая работа с детьми направлена на развитие речи,
двигательной координации, памяти, внимания, мышления, пространственных
представлений и, как результата, повышение уровня интеллектуальных

способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).
Это достигается благодаря систематическому выполнению упражнений и заданий:
1. Упражнения, стимулирующие оптимизацию функционального статуса глубинных
образований мозга, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные
упражнения, самомассаж).
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации
(движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела
головного мозга).
3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное
изменение положений рук).
4. Задания, направленные на анализирование и синтезирование полученной
информации, обучающие логически мыслить, классифицировать, обобщать,
сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Задания на формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных
взаимодействий (работа двумя руками одновременно).
Учебный план
1

1
занятие

2

2
занятие

3

3
занятие

4

4
занятие

5

5
занятие

ОКТЯБРЬ
Приветствие «Здороваемся»
1. Кинезиологическое упражнение: «Поиграем с пальчиками»
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук А»
4.Упражнение «Нейроладошки» - фрукты
5.Нейротренажер/Нейроигра
Рефлексия
Приветствие «Здороваемся»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук О»
4.Упражнение «Нейроладошки» - овощи
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Здороваемся»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук У»
4.Упражнение «Нейроладошки» - ягоды
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Здороваемся»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук И»
4.Упражнение «Нейроладошки» - грибы
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
НОЯБРЬ
Приветствие «Здравствуй, друг!»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Ы»
4.Упражнение «Нейроладошки» - осень
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

6

6
занятие

7

7
занятие

8

8
занятие

9

9
занятие

10

10
занятие

11

11
занятие

12

12
занятие

13

13
занятие

Приветствие «Здравствуй, друг»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Э»
4.Упражнение «Нейроладошки» - деревья
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Здравствуй, друг!»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук М»
4.Упражнение «Нейроладошки» - домашние животные
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Здравствуй , друг!»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Н»
4.Упражнение «Нейроладошки» - дикие животные
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
ДЕКАБРЬ
Приветствие «Я твой друг»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук К»
4.Упражнение «Нейроладошки» - зима
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Я твой друг»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Г»
4.Упражнение «Нейроладошки» - зимующие птицы
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Я твой друг»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук П»
4.Упражнение «Нейроладошки» - животные севера
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Я твой друг»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Б»
4.Упражнение «Нейроладошки» - Новый год
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
ЯНВАРЬ
Приветствие «Здороваемся ручками»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Х»
4.Упражнение «Нейроладошки» - зимние забавы
5.Нейроигра/Нейротренажер

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

14

14
занятие

15

15
занятие

16

16
занятие

17

17
занятие

18

18
занятие

19

19
занятие

20

20
занятие

21

21
занятие

Рефлексия
Приветствие «Здороваемся ручками»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Ф»
4.Упражнение «Нейроладошки» - транспорт
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Здороваемся ручками»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук В»
4.Упражнение «Нейроладошки» - профессии
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
ФЕВРАЛЬ
Приветствие «Здороваемся глазками»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Т»
4.Упражнение «Нейроладошки» - продукты
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Здороваемся глазками»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Д»
4.Упражнение «Нейроладошки» - посуда
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Здороваемся глазками»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук С»
4.Упражнение «Нейроладошки» - мебель
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Здороваемся глазками»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук З»
4.Упражнение «Нейроладошки» - одежда
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
МАРТ
Приветствие «Улыбка»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Ц»
4.Упражнение «Нейроладошки» - обувь
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Улыбка»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Ш»
4.Упражнение «Нейроладошки» - семья

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

22

22
занятие

23

23
занятие

24

24
занятие

25

25
занятие

26

26
занятие

27

27
занятие

28

28
занятие

29

29
занятие

5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Улыбка»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Ж»
4.Упражнение «Нейроладошки» - дом
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «Улыбка»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Щ»
4.Упражнение «Нейроладошки» - весна
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
АПРЕЛЬ
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Ч»
4.Упражнение «Нейроладошки» - перелетные птицы
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Й»
4.Упражнение «Нейроладошки» - космос
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Л»
4.Упражнение «Нейроладошки» - цветы
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Р»
4.Упражнение «Нейроладошки» - насекомые
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Е»
4.Упражнение «Нейроладошки» - рыбы
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
МАЙ
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Ё»

1 час

1
час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

30

30
занятие

31

31
занятие

32

32
занятие

4.Упражнение «Нейроладошки» - моя страна
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Ю»
4.Упражнение «Нейроладошки» - школьные принадлежности
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звук Я»
4.Упражнение «Нейроладошки» - животные жарких стран
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
1. Кинезиологическое упражнение.
2.Биоэнергопластика
3. Звукодвигательное упражнение «Звуки»
4.Упражнение «Нейроладошки» - лето
5.Нейроигра/Нейротренажер
Рефлексия

1 час

1 час

1 час

ИТОГО

32час

Список литературы.
1. Белозерова Е. Рабочие нейротетради «Думаем и анализируем». - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2019.
3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь,
«Илекса», «Сервис школа», 2001.
4. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармоничного развития обоих
полушарий мозга. - Симферополь, 2013.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.:
Айриспресс, 2015.
6.Корепанова С. Рабочие нейротетради «Играем и запоминаем». - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2019.
7. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для
активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. –
Карпогоры, 2020.
8. Сунцова А. Рабочие нейротетради «Учимся быть внимательными». - Ростов-наДону: «Феникс», 2019.
9. Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2019. 10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у
детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».