ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,
обладающий
большим
потенциалом
эмоционального,
музыкального,
познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная
отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный
звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна,
тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того
успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические
функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится
взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс,
связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение,
эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно,
природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел
легко и с удовольствием.
Практическая значимость. Правильный режим голосообразования является
результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные
упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают
оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция
бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость
организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа является модифицированной - направлена на развитие и
укрепление у детей речевого аппарата, вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа разработана на основе программы
Костиной Э.П. «Камертон».
Новизна программы.
Программа отличается от других программ тем, что:
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей дошкольников;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методики А.Н.
Стрельниковой, музыкальных пальчиковых игр по методике Е. Железновой, логопедических упражнений по методике Т.С. Овчинниковой и артикуляционная гимнастика по системе В. Емильянова.
Цель – приобщение детей к вокальному искусству и раскрытие их музыкального
потенциала средствами музыкальных упражнений.
Задачи:
1.Развивать речевой аппарат, музыкальный слух и певческий голос, исполнительские способности и эмоциональную сферу дошкольника.
2.Воспитывать любовь к музыке, вокальному искусству.
3.Способствовать общекультурному и эстетическому развитию детей.
2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста
3-4 года
У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая
мышца еще не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два
раза меньше, чем гортань взрослого. Звук образовавшийся в гортани очень слабый,
он усиливается в основном голосовым резонатором, который тоже еще плохо развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое поверхностное. Голосовые связки смываются неполно, при звукообразовании колеблются только их
края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное отношение к голосу.
4-5 лет
Голосовые связки детей еще не сформированы, голосовая мышца не развита,
связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше
гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной
резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту,
певческому диапазону (ми-си), простотой мелодии без резких скачков, содержать
короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети
могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку. В кружке занимаются дети пожеланию. Кружок посещают не более 12 детей,
т.к. каждый ребенок нуждается в индивидуальной совместной работе.
Следует уделять внимание звукообразованию: петь естественным, высоким
светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает тембр голоса,
отрицательно сказывается на интонировании, гибельно отражается на голосовых
связках. Учить детей хорошо открывать рот, стараясь привить навык плавного пения. Связь между вокальными и речевыми способностями. Если разговаривает
звонким голосом, то и в пении высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок услышал
свой голос и почувствовал свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным голосом.
В процессе музыкально-слухового восприятия большую роль играет зрительная наглядность. В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.
Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от нагляднодейственного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечнодвигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно
действовать.
В кружке занимаются дети пожеланию. Кружок посещают не более 12 детей,
т.к. каждый ребенок нуждается в индивидуальной совместной работе.
3
Дети 5-6 лет
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее
развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему
отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами.
Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у
детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование
звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых
больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне
звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
В кружке занимаются дети пожеланию. Кружок посещают не более 12 детей,
т.к. каждый ребенок нуждается в индивидуальной совместной работе.
Дети 6-7лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают
свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У
детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно
определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение
звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет
натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в
этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться
напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7
лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами.
У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого
голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного
исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д.)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
4
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности
певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую
подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение
следующих условий:
• игровой характер занятий и упражнений,
• активная концертная деятельность детей,
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические
игры, пособия)
• звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и
СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с
детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора
и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Режим занятий
3-4 лет
Продолжительность
занятия
15 минут
Периодичность
Кол-во час. в
в неделю
месяц
1 раз
1 час
Кол-во
часов в год
8 часов
4-5 лет
Продолжительность
занятия
20 мину
Периодичность
Кол-во час. В
в неделю
месяц
1 раз
1 часа, 20 минут
Кол-во
часов в год
10 часов
5-6 лет
Продолжительность
занятия
25 минут
Периодичность
Кол-во час. в
в неделю
месяц
1 раз
1 час, 40 минут
Кол-во
часов в год
11 часов, 20
минут
6-7 лет
Продолжительность
занятия
30 минут
Периодичность
Кол-во час. в
в неделю
месяц
1 раз
4 часа
Ожидаемый результат
5
Кол-во
часов в год
16 часов
Предполагаемый результат: В процессе систематических занятий у воспитанников развивается голосовой аппарат, расширяется диапазон звучания детских
голосов, улучшается дыхание, укрепляются голосовые связки и мышцы языка, речь
становится более четкой, вырабатывается дикция.
Формы подведения итогов: Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх,
процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы
будут проходить в форме концерта.
Диагностика уровня развития певческих умений
№
Оценка/б
Показатели
(знания,
умения,
навыки)
п/п
0
н
с
в
1.
Качественное исполнение знакомых песен
2.
Наличие певческого слуха, вокальнослуховой координации
3.
4.
Умение импровизировать
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз,
квинту и сексту
5.
Навыки выразительной дикции
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения 3-4
№
Наименование разделов и тем
I
Октябрь
. Тема: «Осень»
Дыхательная гимнастика.
1 «Шарик» - Короткий вдох, долгий вы. дох; «Самолёт»- на звук «У» (протяж1 но, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)
1 Артикуляционная гимнастика по си. стеме В. Емельянова.
2 «Часики»- качание языка в стороны.
Интонационно-фонетические
1 упражнения.
. Пропевание гласных
3 «А-О-У-И-Э» в разной последователь-
Общее
количество
часов
1 час
6
В том числе
теоретических
практических
20 минут
40 минут
ности.
Скороговорки. Чистоговорки.
1 «Топота копыт», «Бегемот».
. Упражнения для распевания.
4 «Листопад», «Поезд»
Музыкальные пальчиковые игры.
. «Капуста», «Грибочки»
7 Песня. «Это - Осень»
I
Ноябрь
1 час
I
Тема: «Мои игрушки»
. Дыхательная гимнастика.
«Насос», «Ладошки»
2 Артикуляционная гимнастика по си. стеме В. Емельянова.
1 «Обезьянки», «Качели».
. Интонационно-фонетические
2 упражнения.
. Скороговорки. Чистоговорки.
2 «Шла саша», «Ослик»
. Упражнения для распевания.
«Чудо-лесенка», «Андрей-воробей».
Музыкальные пальчиковые игры.
«Мишка», «Зайка серенький».
Песня. «Мы нашли щенка»
I Декабрь
1 час
I Тема: «Зимняя песенка»
I Дыхательная гимнастика.
. «Дуем на снежинки» ,«Греем ладошки».
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Конек» - прищёлкивание, язычок,
«Паровоз».
Скороговорки. Чистоговорки.
«Уточка», «Оса».
Упражнения для распевания.
«Котик», «Совушка-сова»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Зимушка», «Снег идет»
Песня. «Зимняя песенка»
Январь
1 час 20 миТема: «Зимушка-зима»
нут
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох, короткие выдохи и
наоборот.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Работа с губами: (покусать зубами
верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я
обиделся», «Я радуюсь».
Скороговорки. Чистоговорки.
«Белый снег», «Снежинка».
Упражнения для распевания.
«Летит снежинка», «Снеговик».
Музыкальные пальчиковые игры.
7
20 минут
40 минут
20 минут
40 минут
30 минут
50 минут
«Поросята», «Пальчик-мальчик»
Песня.
«Снег-снежок»
Повторение знакомых песен
Февраль
Тема: «Кораблик»
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох, долгий выдох (следим
за правой рукой)
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Чистим зубки», «Заборчик»
Скороговорки. Чистоговорки.
«Плывет корабль караблик по волнам»,
«Чики-чикалочки»
Упражнения для распевания. «Три
медведя», «Ручеек»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Пять котят», «Пекарь»
Песня.
«Краблик»муз. Д. Тухманова
Март
Тема «Мамочка милая моя»
Дыхательная гимнастика.
Игра с нитками.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Заборчик», «Жевачка».
Интонационно-фонетические
упражнения.
«Лягушка и кукушка», «Ослик»
Пропевание гласных
Скороговорки. Чистоговорки.
«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
Знакомый материал.
Упражнения для распевания.
«Колобокок», «Лесенка»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Цветок», «Замок»
Песня.
«Мамочка милая» Н.Зорина
Апрель - Май
Тема: «Воробей»
Дыхательная гимнастика.
Игра «Солнышко», Игра со свистками.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Пропевание гласных
Скороговорки. Чистоговорки.
«Птичка», «Солнышко»
«Кот и петух» А.Евтодьевой
Упражнения для распевания.
8
1 час
20 минут
40 минут
1 час
20 минут
40 минут
1 час
20 минут
40минут
:
«Цветочки», «Самолет»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Села птичка на ветку», «Солнышко
встает»
Песня.
«Воробей Антошка»
Всего:
8 часов
Теоретических - 2 часа
Практических – 6 часов
2-й год обучения 4-5 лет
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
часов
I
Октябрь
Тема:
.
«Осень»
1 час 20 миДыхательная гимнастика.
нут
«Паровоз»
1
- Короткий вдох, долгий выдох;
.
«Самолёт»- на звук «У» (протяжно,
на
1 цепном дыхании, повышая и понижая
голос)
Артикуляционная
1
гимнастика по системе
7
В. Емельянова.
«Машина»- вибрация губ.
Интонационно-фонетические упражнения.
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Топота копыт», «Бегемот».
Упражнения для распевания.
«Поезд», «Птичка и Лиса»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Птичка», «Мышки»
Песня.
«Это - Осень»
I
Ноябрь
1 час 20 миТема: «Едем налошадке»
I
нут
. Дыхательная гимнастика.
«Насос», «Ладошки»
2 Артикуляционная гимнастика по си. стеме В. Емельянова.
1 «Обезьянки», «Весёлый язычок».
. Интонационно-фонетические
2 упражнения.
. Пропевание гласных
2 «А-О-У-И-Э» в разной последователь. ности.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Шла Саша…», «Машина…»
Упражнения для распевания.
«Чудо-лесенка», «Качели».
Музыкальные пальчиковые игры.
«У жирафа», «Зайка серенький».
9
В том числе
теоретических
практических
30 мин
50 минут
30 минут
50 минут
Песня.
«Лошадка зорька»
I Декабрь
1 час 20 миI Тема: «Зимняя песенка»
нут
I Дыхательная гимнастика.
. «Дуем на снежинки» ,«Греем ладошки».
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Конек» - прищёлкивание, язычок,
«Паровоз».
Интонационно-фонетические
упражнения.
Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в
разной по-следовательности, «По волнам», «Качели», «По кочкам».
Скороговорки. Чистоговорки.
«Уточка», «Оса».
Упражнения для распевания.
«Лиса», «Мяу»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Котик», «Снег идет»
Песня.
«Зимняя песенка»
Январь
1 час 20 минут
Тема: «Зимушка-зима»
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох, короткие выдохи и
наоборот.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Работа с губами: (покусать зубами
верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я
обиделся», «Я радуюсь».
Интонационно-фонетические
упражнения.
«Крик ослика» (Й – а...), «Крик в лесу»
(А – у),«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар), «Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно), пропевание гласных.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Оса», «Лиса».
Упражнения для распевания.
«Ослик», «Снежок».
Музыкальные пальчиковые игры.
«Поросята», «Пальчик-мальчик»
Песня.
«Снег-снежок»
Повторение знакомых песен
Февраль
1 час 20 миТема: «Кораблик»
нут
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох, долгий выдох (следим
10
30 минут
50 минут
30 минут
50 минут
30 минут
50 минут
за правой рукой)
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Часики», «Заборчик»
Интонационно-фонетические
упражнения.
«Самолёты», «Самолёт летит»
Скороговорки. Чистоговорки.
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
Упражнения для распевания. «Три
медведя», «Лиса»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Пять котят», «Пекарь»
Песня.
«Краблик»муз. Д. Тухманова
Март
1 час 20 минут
Тема «Мамочка милая моя»
Дыхательная гимнастика.
Игра с нитками.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Заборчик», «Жевачка».
Интонационно-фонетические
упражнения.
«Лягушка и кукушка», «Ослик»
Пропевание гласных
Скороговорки. Чистоговорки.
«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
Знакомый материал.
Упражнения для распевания.
«Колобокок», «Лесенка»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Цветок», «Замок»
Песня.
«Мамочка милая»
Апрель - Май
1 час 20 миТема: «Птички»
нут
Дыхательная гимнастика.
Игра «Солнышко», Игра со свистками.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
Интонационно-фонетические
упражнения.
«Я хороший», «Да и нет»
В.Н.Петрушина.
Пропевание гласных
Скороговорки. Чистоговорки.
«Рыбка, рыбка»
«Кот и петух» А.Евтодьевой
11
30 минут
50 минут
30 минут
50 минут
Упражнения для распевания.
«Цветочки», «Самолет»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Рыбка», «Солнышко»
Песня.
«Воробей Антошка»
Всего:
И
:
10 часов
Теоретических - 4 часа
Практических – 6 часов
3-й год обучения 5-6 лет
№
I.
II.
Наименование
разделов и тем
Общее количество
часов
1 час 40 минут
Октябрь
Тема: «Золотая осень»
Дыхательная гимнастика.
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Самолёт»- на звук «У» (протяжно,
на цепном дыхании, повышая и понижая
голос)
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Машина»- вибрация губ.
Интонационно-фонетические упражнения.
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Говорил попугай попугаю», «Тигры».
Упражнения для распевания.
«Котенок и бабочка», «Птичка и Лиса»
«Машенька и Медведь» А.Евтодьевой
Музыкальные пальчиковые игры.
«Птичка», «Часики»
Песня.
«Осень золотая»
Ноябрь
1 час 40 миТема: «Герои сказок»
нут
Дыхательная гимнастика.
«Насос», «Ладошки»
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Обезьянки», «Веселый язычок».
Интонационно-фонетические упражнения.
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Няня мылом мыла Милу…», «Сорок
сорок ели сырок…»
Упражнения для распевания.
«Гуси», «Чудо-лесенка», «Зеленая пе12
В том числе
теоретических
практических
40 минут
1час
40 минут
1 час
III.
IV
сенка».
Музыкальные пальчиковые игры.
«У жирафа», «Десять мышек».
Песня.
«Пестрый колпачок»
Декабрь
1 час 40 миТема: «Зимняя сказка»
нут
Дыхательная гимнастика.
«Дуем на снежинки» ,«Греем ладошки».
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок,
«Паровоз».
Интонационно-фонетические упражнения.
Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в
разной по-следовательности, «По волнам», «Качели», «По кочкам».
Скороговорки. Чистоговорки.
«Уточка», «На дворе трава».
Упражнения для распевания.
«Храбрый портняжка», «Золушка и
сестры» А.Евтодьевой, «Гроза»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Краб», «Лен»
Песня.
«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз.
Г. Гладкова, «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина
Январь
1 час 40 миТема: «Зимушка-зима»
нут
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох, короткие выдохи и
наоборот.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь».
Интонационно-фонетические упражнения.
«Крик ослика» (Й – а...), «Крик в лесу»
(А – у),«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар), «Скулит щенок»
(И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно), пропевание гласных.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Оса», «Лиса».
Упражнения для распевания.
«Ослик», «Лошадка».
Музыкальные пальчиковые игры.
«Маляр», «Пальчик-мальчик»
Песня.
«Почему медведь зимой спит?»
13
40 минут
1 час
40 минут
1 час
Повторение знакомых песен
V
Февраль
1час 40 минут
Тема: «Папа мой»
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох, долгий выдох (следим за
правой рукой)
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Часики», «Заборчик»
Интонационно-фонетические упражнения.
«Самолеты», «Самолет летит»
Скороговорки. Чистоговорки.
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шел»
«Думал – думал»
Упражнения для распевания. «Три
медведя», «Лиса»
Музыкальные пальчиковые игры. «Пять
поросят», «Повар»
Песня.
«Песенка о капитане» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина
муз. Д. Тухманова
VI
Март
1 час 40 миДыхательная гимнастика.
нут
Игра с нитками.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Обезьянки», «Весёлый язычок».
Интонационно-фонетические упражнения.
«Лягушка и кукушка», «Ослик»
Пропевание гласных
Скороговорки. Чистоговорки.
«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
Упражнения для распевания.
«Теремок», «Вот такая чепуха»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Цветок», «Замок»
Песня.
«Мамочка моя» ,«Мамина песенка».
VII
Апрель
1 час 40 миДыхательная гимнастика.
нут
Игра «Солнышко», Игра со свистками.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
14
40 минут
1 час
40 минут
1 час
40 минут
1 час
Интонационно-фонетические упражнения.
«Я хороший», «Да и нет»
В.Н.Петрушина.
Пропевание гласных
Скороговорки. Чистоговорки.
«Стрекоза и рыбка»
«Кот и петух» А.Евтодьевой
Упражнения для распевания.
«Веснянка», «Что такое семья?»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Рыбка», «Солнышко»
Песня.
«Так уж получилось», «Песенка о гамме»
ИТОГО часов:
11 часов 40 Теоретических – 4 часа 40 минут
минут
Практических – 7 часов
4-й год обучения 6-7 лет
№
I.
II.
Наименование
разделов и тем
Октябрь
Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Дыхательная гимнастика.
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Самолёт»- на звук «У» (протяжно,
на цепном дыхании, повышая и понижая
голос)
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Машина»- вибрация губ.
Интонационно-фонетические упражнения.
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Говорил попугай попугаю», «Тигры».
Упражнения для распевания.
«Котенок и бабочка», «Птичка и Лиса»
«Машенька и Медведь» А.Евтодьевой
Музыкальные пальчиковые игры.
«Птичка», «Часики»
Песня.
«Осень золотая»
Ноябрь
Тема: «Песни из мультфильмов»
Дыхательная гимнастика.
«Насос», «Ладошки»
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Обезьянки», «Весёлый язычок».
Интонационно-фонетические упраж-
Общее количество
часов
2 часа
теоретических
практических
50 минут
1 час 10 минут
2 часа
50 минут
1 час 10 минут
15
В том числе
III.
IV
нения.
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Няня мылом мыла Милу…», «Сорок
сорок ели сырок…»
Упражнения для распевания.
«Гуси», «Чудо-лесенка», «Зеленая песенка».
Музыкальные пальчиковые игры.
«У жирафа», «Десять мышек».
Песня.
«Пестрый колпачок»
Декабрь
Тема: «Зимушка хрустальная»
Дыхательная гимнастика.
«Дуем на снежинки» ,«Греем ладошки».
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок,
«Паровоз».
Интонационно-фонетические упражнения.
Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в
разной по-следовательности, «По волнам», «Качели», «По кочкам».
Скороговорки. Чистоговорки.
«Уточка», «На дворе трава».
Упражнения для распевания.
«Храбрый портняжка», «Золушка и
сестры» А.Евтодьевой, «Гроза»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Краб», «Лен»
Песня.
«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз.
Г. Гладкова, «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина
Январь
Тема: «Песни народов»
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох, короткие выдохи и
наоборот.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь».
Интонационно-фонетические упражнения.
«Крик ослика» (Й – а...), «Крик в лесу»
(А – у), «Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар), «Скулит щенок»
(И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу жалоб16
2 часа
50 минут
1 час 10 минут
2 часа
50 минут
1 час 10 минут
V
VI
но), пропевание гласных.
Скороговорки. Чистоговорки.
«Оса», «Лиса».
Упражнения для распевания.
«Ослик», «Лошадка».
Музыкальные пальчиковые игры.
«Маляр», «Пальчик-мальчик»
Песня.
«Почему медведь зимой спит?»
Повторение знакомых песен
Февраль
Тема: «Патриотические песни»
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох, долгий выдох (следим за
правой рукой)
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Часики», «Заборчик»
Интонационно-фонетические упражнения.
«Самолеты», «Самолет летит»
Скороговорки. Чистоговорки.
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»
Упражнения для распевания. «Три
медведя», «Лиса»
Музыкальные пальчиковые игры. «Пять
поросят», «Повар»
Песня.
«Песенка о капитане» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина
муз. Д. Тухманова
Март
Тема: «Песни о весне, маме»
Дыхательная гимнастика.
Игра с нитками.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
«Обезьянки», «Весёлый язычок».
Интонационно-фонетические упражнения.
«Лягушка и кукушка», «Ослик»
Пропевание гласных
Скороговорки. Чистоговорки.
«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
Упражнения для распевания.
«Теремок», «Вот такая чепуха»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Цветок», «Замок»
Песня.
17
2 часа
50 минут
1 час 10 минут
2 часа
50 минут
1 час 10 минут
«Мамочка моя», «Мамина песенка».
VII
Апрель
Тема: «Русские народные песни»
Дыхательная гимнастика.
Игра «Солнышко», Игра со свистками.
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
Интонационно-фонетические упражнения.
«Я
хороший»,
«Да
и
нет»
В.Н.Петрушина.
Пропевание гласных
Скороговорки. Чистоговорки.
«Стрекоза и рыбка»
«Кот и петух» А.Евтодьевой
Упражнения для распевания.
«Веснянка», «Что такое семья?»
Музыкальные пальчиковые игры.
«Рыбка», «Солнышко»
Песня.
«Так уж получилось», «Песенка о гамме»
ИТОГО часов:
2 часа
14 часов
50 минут
1 час 10 минут
Теоретических -3 часа 50 минут
Практических – 10 часов 10 минут
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение
хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
• пение песни с полузакрытым ртом;
• пение песни на определенный слог;
• проговаривание согласных в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
• анализ направления мелодии;
• использование элементов дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
18
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• оценка качества исполнение песни
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие музыкального зала.
2. Фортепиано.
3. Музыкальный центр.
4. CD-диски – с фонограммами
5. Нотный материал.
6. Ноутбук, проектор - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
19
1.
2.
3.
4.
Список используемой литературы
Э. Костина «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего
и дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2004
Т. Орлова, С. Бекина «Учите детей петь» - М.: Просвещение, 2010.
Т.С. Овчинникова «Логопедические распевки» - Сбп, 2022
И. Каплунова, И новоскольцева «Хи, хи, хи, да ха, ха, ха» 1 и 2 выпуск,- Сбп,
2010
20