Скорочтение (руководитель Денисова Т.Л.)

Раздел 1. Пояснительная записка
Будущему школьнику необходимо накопить определенный багаж знаний,
умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного
обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению
основ письменной речи – чтения и письма.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается
в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык
правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему
людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Разумная семья
всегда старается воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет
жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную,
отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и
взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональноинтеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по
многим дисциплинам.
К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен
правильно строить фразы, четко произносить все звуки родной речи, его словарный
запас должен быть достаточно обширен и богат.
Настоящая программа и учебно-тематический план дошкольного возраста
основана на духовно-нравственной направленности обучения и воспитания, также
основана по авторской методике Каримовой Р.А. педагога-психолога, эксперта в
области скорочтения и развития памяти.
Нормативно-правовая база
Программа «СкороЧтение» разработана с учетом следующих нормативных и
правовых документов:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
• Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические
правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП
2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
• Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21, Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21
• Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 92»;
• Лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Направленность программы
Программа «Скорочтение» по содержанию является образовательной, по
функциональному предназначению – социально-педагогическая, по форме
организации – групповой; по времени реализации – двухгодичной.
Программа разработана с учетом требований к программам, адресованным
дошкольникам.
Новизна заключается в том, что обучающиеся имеют возможность в полной
мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить все виды
памяти (образную, оперативную, кратковременную, долговременную, зрительную,
слуховую), а также в процессе освоения Программы улучшится речь ребенка. Более
того, педагог объяснит сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет,
как стать по- настоящему грамотным читателем.
Актуальность Современному
школьнику для успешного обучения
необходимо научиться: быстро и эффективно читать;
•
развивать память, концентрацию и усидчивость;
•
включать в работу и правое, и левое полушарие.
Если в обучении будут задействованы 2 полушария, то увеличится
продуктивность и результативность. От того, как человек читает, зависит его
развитие.
Цель реализации программы: создать условия для развития навыков
рационального чтения, повышения скорости и усвоение информации.
Задачи:
•
обучить чтению;
•
увеличить скорость чтения;
•
исправление дислексии;
•
всестороннее развитие головного мозга.
Методы обучения:
•
Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
•
Наглядные: демонстрация.
•
Практические: упражнения, выполнение графических записей.
•
Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ,
опрос.
Средства обучения:
•
наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
•
методическая литература: книги, журналы;
•
оборудование: тетради, карандаши, ручки, мозаика, мелкие игрушки,
фломастеры;
материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы Шульте,
рисунки для запоминания
Приемы и методы:
Чтение слогов, текста, упражнения на слуховую память, упражнения,
развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, упражнения на
концентрацию внимания, упражнения на логическое мышление.
Программа предназначена для детей 5-6 лет и 6-7 лет. Курс рассчитан на 8
месяцев, 64 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 и 30 минут 2 занятия с
перерывом.
Уровень сложности и направленность: программа рассчитана на базовый

уровень сложности, направленность социально-педагогическая.
Особенности
организации
образовательной деятельности: группы
одновозрастные, не более 10 человек.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Направленность Возрастная Наполняемос Количество
Продолжительно
программы
категория ть группы
занятий
сть занятия в
в
день
неделю
Социальногуманитарная

5-6 и 6-7
лет

6-10 человек 2

25 и 30 минут 2
занятия с
перерывом

Уникальность курса состоит в том, что ребенок:
• переключает внимание каждые 3-5 минут;
• включает в работу правое и левое полушария;
• комплексное развитие ребенка;
• чёткая поурочная система.
Планируемые результаты
• Постановка
чёткой дикции и правильное произношение букв,
качественное соединение слогов;
• Формирование навыка видеть слова как картинку целиком;
• Умение читать быстро, при этом понимать и запоминать прочитанное;
• Умение переключаться от одной задачи к другой и быстро включаться
в новую задачу;
• Развитие навыков слушать и слышать преподавателя и быстро
адаптироваться к школьному обучению.
Раздел 2. Содержание программы
Обеспечивать реализацию программы должны в полном объеме, соответствие
качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие
применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным,
психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и
потребностям обучающихся.
Количество часов программы – 64 академических часов. Основными
организационными формами обучения являются: классные занятия с
преподавателем, групповые.
Активно используются вариативные формы обучения: фронтальная,
индивидуальная, подгрупповая.
Текущий контроль осуществляется ежедневно, результаты отражаются в
индивидуальной таблице успеваемости слушателя. Данные индивидуальной
таблицы успеваемости слушателя позволяют увидеть динамику результатов по
каждому изучаемому блоку.
Возрастная категория от 5 лет до 7 лет.
Теоретическое обучение проводится в оборудованном кабинете с

использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным
требованиям: учебное пособие, учебная тетрадь, карандаши, фломастеры, игрушки
мелкие, таблицы Шульте, слоговые таблицы, мозаика мелкая, картинки, танграммы.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 10 человек.
Продолжительность учебного занятия должна составлять 20-30 минут в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Занятия проводятся по два занятия в день, два раза в неделю.
Предусмотрены обязательные санитарно-гигиенические перерывы между
занятиями продолжительностью не менее 20 минут.
Содержание программы
Раздел
Вводное занятие (1 ч)
Знакомство с правилами
выполнения заданий и фиксации
результатов (1 ч)
Упражнения для концентрации
внимания (8 ч)
Правополушарное рисование
(2 ч)

Краткое содержание раздела
Цели и задачи, план работы кружка. Определение
начального уровня овладения навыками чтения.
Правила выполнения заданий в рабочей тетради
«Скорочтение». Правила заполнения журнала учета
достижений «Скорочтение»
Зрительная память. Развитие слуховой памяти. Развитие
наглядно-образной памяти
Рисование и штриховка левой рукой

Развитие
вариативности
гибкости мышления (8 ч)
Нейрогимнастика (4 ч)

и Упражнения на выполнение двух мыслительных
операций. Анаграммы
Упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия
Упражнения для увеличения
Моторчик. Стук. Догонялки. Антиципации. Пирамида.
скорости чтения (8 ч)
Радио. Сканирование текста.
Скороговорки.
Упражнения для развития
Алгоритм пересказа. Дифференциальный
навыка пересказа и запоминания алгоритм пересказа. Интегральный алгоритм пересказа.
текста (8 ч)
Схемы запоминания текста.
Мнемотехники (4 ч)
Мемотаблицы, Мнемотехника «Цепочка»
Развитие
периферийного
Таблицы Шульте
зрения (4 ч)
Игры на развитие логического
Танграмм. Играпалочки
мышления (2 ч)

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
Формы организации обучения:
- традиционные (занятия);
- комбинированные (интегрированные занятия);
- практические (самостоятельная и совместная со взрослым
деятельность ребенка);
- игры, конкурсы, развлечения.

Методы и приемы обучения
Методы

Приёмы

Наглядный

Просмотр обучающих презентаций, рассматривание схем,
иллюстраций.

Информационнорецептивный

Чтение художественной литературы. Совместная деятельность
педагога и ребёнка, детей в группах и подгруппах.

Репродуктивный

Восприятие и усвоение готовой информации. Воспроизведение
знаний и способов деятельности: выполнение по образцу (схеме),
беседа, упражнения по аналогу.
Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.

Практический
Словесный

Краткое описание и объяснение действий. Беседа, рассказ,
инструктаж.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской
познавательной
деятельности, персонажей
обыгрывания сюжета.

Частично- поисковый Решение
проблемных
задач
Выполнение вариативных заданий.
Метод
стимулирования и
мотивации
деятельности

с

помощью

для

педагога.

Игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Способы поддержки детской инициативы
Принципы взаимодействия с детьми:
- сам ребенок – молодец, у него все получается, возникающие трудности
преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то
новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий
сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами
других детей;
- каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с
постоянным успехом.
Взаимодействие с семьями воспитанников
В процессе взаимодействия с родителями ставятся следующие задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника с целью
объединения усилий для успешной подготовки детей к обучению грамоте;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;

- повысить педагогическую компетентность родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
и укрепление веры в возможности собственных детей.
Взаимоотношения с родителями строятся с учетом индивидуального подхода,
доброжелательного стиля общения.
Методы работы с родителями:
- наглядно-информационные нацелены на знакомство родителей с
условиями, задачами, содержанием и методами обучения детей по программе;
- досуговые – совместные занятия детей и родителей. Смысл в приобщении
родителей к тому, чем с радостью занимаются их дети.
Примерный план взаимодействия с родителями детей
Сентябрь

Консультация для родителей «Надо ли дошкольника учить
читать?»

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель

Совместные занятия с родителями
Индивидуальные консультации
Совместные занятия с родителями
Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации
Открытые занятия для родителей

Май

Отчет о работе

Распорядок дня
Организация образовательного процесса в МАДОУ предусматривает
личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской
деятельности, заказ родителей, время года; соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных учреждений. (СанПиН 1.2.3685-21).
При организации распорядка дня детей в МАДОУ предусматривается
сбалансированное чередование видов деятельности: непрерывной образовательной
деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов, самостоятельной.
Учебный план
Реализация программы рассчитана на 8 месяцев два раза в неделю во второй
половине дня. Продолжительность занятий, включая организационные моменты:
- дошкольники 5-6 лет - 25 минут;
- дошкольники 6-7 лет – 30 минут.
Распределение занятий по направлениям (логика, математика, обучение
грамоте, ознакомление с окружающим миром) определяется педагогом
самостоятельно.

от 5 до 6 лет

Общее количество
образовательной
деятельности в год
64

Периодичность
образовательной
деятельности
2 раза в неделю

Длительность
образовательной
деятельности
25 минут (2 занятия)

от 6 до 7 лет

64

2 раза в неделю

30 минут (2 занятия)

Возрастная группа

Количество часов

Раздел
Вводное занятие
(1 ч).

Краткое содержание
раздела
Цели и задачи, план
работы кружка.

Определение
начального уровня
овладения навыками
чтения.
Знакомство с
Правила
правилами
выполнения заданий
выполнения
в рабочей тетради
заданий и фиксации «Скорочтение».
результатов
Правила заполнения
журнала учета
(1 ч).
достижений
«Скорочтение»
Упражнения для
Зрительная память.
концентрации
Развитие слуховой
внимания
памяти. Развитие
(12 ч).
наглядно-образной
памяти
Правополушарное
Рисование и
рисование (3 ч)
штриховка левой
рукой
Развитие
Упражнения на
вариативности и
выполнение двух
гибкости мышления мыслительных
(11 ч).
операций.
Анаграммы
Нейрогимнастика
Упражнения на
(4 ч).
развитие
межполушарного
взаимодействия
Моторчик. Стук.
Упражнения для
Догонялки.
увеличения
Антиципации.
скорости чтения
Пирамида. Радио.
(11 ч).
Сканирование
текста.
Скороговорки

Формы
аттестации/контроля

1

1

1

-

1

1

Таблица
индивидуальных
достижений

9

9

2

2

журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения

9

9

журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения

3

3

журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения

9

12

журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения

журнал индивидуальных
достижений

Упражнения для
развития навыка
пересказа
и
запоминания
текста (14 ч).
Мнемотехники
(8 ч).
Развитие
периферийного
зрения (4 ч).
Игры на развитие
логического
мышления (3 ч).
Всего

Алгоритм
пересказа.
Дифференциальный
алгоритм пересказа.
Интегральный
алгоритм пересказа.
Схемы запоминания
текста.
Мемотаблицы,
Мнемотехника
«Цепочка»
Таблицы Шульте
Танграм.
Играпалочки
2

12

12

8

8

4

4

3

3

60

64

журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения

журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения

Календарно-учебный график
№
п/п

Дата
Кол-во
проведения
часов
занятия
октябрь
1

Тема занятия

2.
3.

2
2

Знакомство с правилами выполнения заданий и фиксации
результатов
Упражнения для концентрации внимания
Упражнения для концентрации внимания

4.

2

Упражнения для концентрации внимания

5.

2

Правополушарное рисование

1
2

Правополушарное рисование
Развитие вариативности и гибкости мышления

8.

2

Развитие вариативности и гибкости мышления

9.

1

Развитие вариативности и гибкости мышления

10.

2

Развитие вариативности и гибкости мышления

1
1

Развитие вариативности и гибкости мышления
Развитие вариативности и гибкости мышления

2.

1

Развитие вариативности и гибкости мышления

3.

1

Развитие вариативности и гибкости мышления

4.

1

Нейрогимнастика

5.

1

Нейрогимнастика

6.

1

Нейрогимнастика

7.

1

Нейрогимнастика

2
2

Упражнения для увеличения скорости чтения
Упражнения для увеличения скорости чтения

2

Упражнения для увеличения скорости чтения

1.

6.
7.

11.
1.

8.
9.
10.

ноябрь

декабрь

январь

1
1

Упражнения для увеличения скорости чтения
Упражнения для увеличения скорости чтения

13.

1

Упражнения для увеличения скорости чтения

14.

1

Упражнения для увеличения скорости чтения

15.

1

Упражнения для увеличения скорости чтения

16.

1

17.

1

18.

1

11.
12.

февраль

24.

3

Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Мнемотехники

25.

2

Мнемотехники

26.

2

Мнемотехники

1
1

Мнемотехники
Развитие периферийного зрения

29.

1

Развитие периферийного зрения

30.

1

Развитие периферийного зрения

31.

1

Развитие периферийного зрения

32.

1

Игры на развитие логического мышления

33.

2

Игры на развитие логического мышления

19.

март

2

20.

2

21.

2

22.

2

23.

27.
28.

апрель

май

3

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Кадровые условия.
Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика», или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, с предъявлением требований к стажу работы.
Либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу
работы и повышение квалификации не менее 16 часов по направлению подготовки
"Образование и педагогика».
Реализация программы возложена на педагога, имеющего специальное
педагогическое образование.

Программу реализует 1 педагог, обладающий необходимым уровнем
образования и квалификации в соответствии с требованиями законодательства.
№

Ф.И.О.

должность

Образование, год Профессиональная
окончания
переподготовка/Повы
шение квалификации

1

Денисова
Татьяна
Леонидовна

Старший
воспитатель

Высшее
профессиональное
Нижнетагильский
Государственный
педагогический
институт, 2002 г.
профессия:
учитель начальных
классов.

Профессиональная
переподготовка
ФГБОУ высшего
образования «ПГГПУ»
(260 часов) ноябрь 2019
г.
Педагог дошкольного
образования

Общий
стаж/ста
ж
работы
по
специаль
ности
33/26

Профессиональная
переподготовка
АНОДПО
«Образовательный
центр для
муниципальной сферы
Каменный город» (520
часов), июль 2021 г.
Педагогпсихолог
Курсы
повышения
квалификации
«Преподаватель
скорочтения для
детей 4-12 лет»,
2021 г.

Материально-техническое обеспечение методическими
материалами и средствами обучения
Место
размещения
Кабинет
дополнительного
образования

Основное
предназначение
Проведение
образовательной
деятельности

Оборудование и игровые материалы
Стол педагога, стул, мольберт.
Индивидуальные столы для детей, стулья.
Раздаточные материалы, инструкции.
Карандаши.

Методические материалы и средства обучения и воспитания
Автор, название

Программнометодические
пособия

1. Регина Каримова Программа обучения «Скорочтение» для детей 4- 5 лет
2. Регина Каримова Программа обучения «Скорочтение» для детей 6- 7 лет
3. Регина Каримова Учебное пособие «Скорочтение» для детей 4-5 лет
4. Регина Каримова Учебное пособие «Скорочтение» для детей 6-7 лет
5. Регина Каримова Рабочая тетрадь «Скорочтение» для детей 4-5 лет
6. Регина Каримова Рабочая тетрадь «Скорочтение» для детей 6-7 лет

Информационное обеспечение программы
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей
программы
Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет, 6-7 лет.
Учебное пособие для детей 4-5 лет, 6-7 лет.
Пособие для руководителя – Программа урока для 4-5 лет, 6-7 лет
Журнал для регистрации учеников (индивидуальные карты развития)
Раздел 4. Оценка качества освоения программы
Методы и приемы оценивания
Обучение завершается итоговой аттестацией. Форма итоговой аттестации:
тестирование, замеры результатов чтения вслух, про себя, открытый урок.
Наблюдения за детьми, диагностика степени усвоения учебного материала каждым
обучающимся с целью корректировки учебного процесса, оценивание полученных
знаний (в форме опроса, игры).
Методы определения результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ активности детей на занятии, участие в
мероприятиях.
Уровень освоения материала фиксируется в протоколах диагностического
обследования воспитанников
Бланк результатов
Результаты ВУ ____________________________________________________
Концентрация внимания_____
Таблицы Шульте_____
Переключаемость внимания________
Ритмичность мышления_______
Слуховая память______
Гибкость мышления______
НОП____
Вербальный интеллект _______
Зрительная память ____
Читает/не читает_____________ темп чтения вслух______ сл./мин
Считает/не считает ____________ ЦИФРЫ ЗНАЕТ ДО_____

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Регина Каримова Программа обучения «Скорочтение».
2. М.А. Ильин «Учимся читать быстро» – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2007.

2. О.И. Крупенчук «77 упражнений для увеличения скорости чтения» – СПб.:
Издательский Дом «Литера» 2012.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Тетрадь с
заданиями для развития детей», «Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления».
4. https://multiurok.ru/blog/skorochtieniie.html
5.
https://infourok.ru/vistuplenie-na-sekcionnom-zasedanii-dlya-specialistovavgustovskayapedagogicheskaya-konferenciya-tema-psihologopedagogicheskoe-461259.html
6. http://scanpoetry.ru/poetry/10007
7. http://www.eti-deti.ru/det-test/347.html
8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/11/24/sbornik-didakticheskikhigr-po-podgotovke-kobucheniyu-gramote


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».