Занимательная логика (руководитель Шварёва Н.В., 1 корпус)

1. Пояснительная записка
Программа по формированию элементарных математических представлений у
детей старшей и подготовительной к школе группы разработана в соответствии с ОП
МАДОУ «Детский сад № 92», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5
до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному
развитию (ФЭМП). Методика программы учитывает возрастные особенности
дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие
задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса,
активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом,
чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных
грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная логика»
осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по
результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 2 раза в
неделю по 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в
разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с
помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения
детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является формирование основ элементарных математических
представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни
в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
• развитие логического мышления и творческих способностей;
• развитие математических способностей;
• развитие личностных качеств;
• развитие навыков самоконтроля и самооценки;
• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и
средств, проверке правильности решения;
• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение,
классификация).
3. Основные принципы программы
• принцип индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного
проявления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
• принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные
математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их
развития;
• принцип гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом
математической деятельности.
Ведущая идея программы - создание комфортной среды общения для детей,
развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка
и его самореализацию.
2

Формы организации кружка:
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,
рассказ).
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
• Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,
фотографий.
• Показ мультимедийных материалов.
В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой
«Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического
мышления.
Работа распределяется по разделам:
• Количество и счет.
• Ознакомление с геометрическими фигурами. Определение величины.
• Ориентировка во времени и в пространстве. Решение логических задач.
4. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года.
5. Преемственность
Программа предполагает:
• Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного
обучения.
• Формирование личности ребенка.
• Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими
навыками.
Первый год обучения
Особенности детей
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь,
восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно
развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки
ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы
посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия
насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и
мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы,
свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь,
эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и
словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки),
3

эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть,
злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения,
пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и
саморегуляции.
Учебно-методический план кружковой работы
№
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование темы

Количество часов
13
12
13
13
13

Количество и счет
Ознакомление с геометрическими фигурами
Определение величины
Ориентировка во времени и в пространстве
Решение логических задач

Год
обучения
2025-2026
2026-2027

Кол-во занятий Кол-во занятий Кол-во занятий
в неделю
в месяц
в год
2
8
64
2
8
64

Продолжительность
занятия
20-25 мин
25-30 мин

Календарно-тематическое планирование
(1-ый год обучения)
Дата
занятия
Сентябрь

Тема занятия
Мониторинг
Мониторинг
«Продолжи
закономерность»
«Продолжи
закономерность»
«Сложи картинку»
«Повтори картинку»

Октябрь

«Считай не ошибись!»
«Найди предмет такой же
формы»
«Четвертый лишний»
«Подбери обувь»
«Третий лишний»
«Нарисуй по описанию»
«Сходства и различия»

Программное содержание

Цель: закрепить пространственные отношения:
на, под, над
Цель: закрепить пространственные отношения:
на, под, над
Складывание различных предметов из
геометрических фигур Дьенеша
Цель: развитие воображения, мышления,
эстетического чувства, композиционного
умения, а также сенсорного опыта
Цель: усвоение порядка следования чисел
натурального ряда, упражнение в
прямом и обратном счете
Цель: соотнесение формы предмета с
геометрической фигурой
Цель: закрепление пространственные
отношения: справа, слева
Цель: сравнение предметов по всем
показаниям величины
Цель: закрепить умение сравнивать
группы предметов
Цель: развитие внимания, воображения.
Цель: закрепить представление детей о
свойствах предметов, умение находить признаки
4

Ноябрь

Декабрь

Январь

их сходства и различия, объединять предметы
группы по общему признаку (цвет, форма,
размер, материал, назначение и т.д.)
«Построим дом»
Цель: развивать конструктивные умения детей,
способность по показу строить простые
конструкции
«Сколько геометрических
Цель: закрепление названий геометрических
фигур?»
фигур, знания их особенностей
«Лабиринт. Дорисуй картинку» Цель: развивать пространственные
представления, умение обобщать
«Лабиринт. Дорисуй картинку» Цель: развивать пространственные
представления, умение обобщать
«Дорисуй и раскрась»
Цель: закрепить отношение: часть - целое
«Повтори рисунок по клеткам» Цель: развивать графические навыки у детей
дошкольного возраста
«Построим цветной дом»
Цель: развивать пространственную ориентацию
«Что изменилось?»
Цель: развивать произвольное внимание и
кратковременную память
«Что не хватает?»
Цель: развивать зрительное внимание и его
концентрирование на картинке, восприятие и
мышление
«Разложи лекарства»
Цель: закреплять порядковый и количественный
счет, закреплять умение соотносить цифру с
количеством предметов. Повторить свойства
предметов, форму геометрических фигур,
актуализировать умение выражать свойства
предметов в речи
«Самый внимательный.
Цель: развивать зрительную память, умение
Выложи по образцу»
моделировать. Развивать логическое мышление
«Запомни картинки»
Цель: развивать зрительное восприятие и
произвольное внимание
«Найди выход из лабиринта?» Цель: развивать представления: «толстый»,
«худой», «высокий», «низкий», «слева»,
«справа», «между». Упражнять в умении
двигаться в заданном направлении
«Что сначала, что потом?
Цель: развивать умение понимать
Покажи одинаковые цифры» последовательность, наблюдательность, умение
видеть закономерность
Количество и счет
Цель: развивать самостоятельность, активность,
«Расставь числа по порядку» закреплять счет в пределах 10
Количество и счет
Цель: развивать самостоятельность, активность,
«Соседи числа»
закреплять счет в пределах 10
«Запиши пример по рисунку» Цель: уметь читать, записывать и решать
примеры на сложение и вычитание в пределах
10
Количество и счет»
Цель: Цели: учить писать цифры и выполнять
«Королевство цифр»
счет предметов до 10
«Пишем цифры: 0, 1, 2, 3»
«Продолжи закономерность» Цель: закрепить закономерности
Количество и счет»
Цель: Цели: учить писать цифры и выполнять
«Пишем цифры: 4, 5, 6»
счет предметов до 9

5

Февраль

«Какой домик лишний и
почему?» Цель: закрепить
представление о
многоугольниках
Количество и счет»
«Пишем цифры: 7, 8, 9»
Количество и счет
«Веселые домики»
«Математическое домино»
«Выбери нужный предмет»
Определение величины»
«Измерительные приборы:
линейка, весы, часы»
«Линейки»
Определение величины
«Весы. Их использование»

Март

«Поменяй признак»
Количество и счет
«Веселые птички»
«Логические цепочки»
Количество и счет
«Веселые птички»
«Найди лишний
Закончи рисунок»

Апрель

Май

«Укрась коврик»
Цель: закрепление знаний геометрических
фигур, развитие пространственных
представлений
Цель: Цели: учить писать цифры и выполнять
счет предметов до 9
Цель: закрепление названий месяцев в году
Цель: развивать умение соотносить число и
количество предметов. Развивать внимание,
воображение, наблюдательность
Найди похожие кубики».
Цель: развивать внимание, наблюдательность,
умение сопоставлять. Логическое мышление
Цель: развивать умение сравнивать длину,
массу (вес), размер предметов. Закреплять
знания детей о линейке, рассказать о ее
значении. Учить проводить прямые линии и
рисовать по линейке. Развивать умение
рисовать фигуры, используя линейку
Цель: расширить представления детей о весах,
рассказать, какие бывают весы и их значение.
Уточнить понятие «вес»
Цель: закрепить пространственные отношения:
внутри - снаружи
Цель: закреплять счет в пределах 10
Цель: закрепить представление о числовом
отрезке
Цель: закреплять счет в пределах 10

предмет. Цель: развивать умение классифицировать и
обобщать, развивать логическое мышление,
умение ориентироваться на листе бумаги в
клетку
«Кого надо нарисовать?
Цель: развивать наблюдательность, логическое
Найди похожие круги. Какая мышление, умение делать умозаключения
фигура будет последней»?
«Обведи дорожки»
Цель: закрепить пространственные отношения:
впереди - сзади
«Найди нужную деталь.
Цель: развивать внимание, наблюдательность,
Построй домик»
умение соединять детали, умение
концентрировать внимание
«Составь задачу и запиши»
Цель: развивать умение решать задачи.
Закрепить порядковый счет. Повторить
изученного материала
«Опыты с кольцом и листом
Цель: познакомить с понятием бесконечность,
Мебиуса»
со свойствами полученных в результате опытов
фигур
«Что сначала, что потом»
Цель: закрепить временные отношения: раньше
- позже
«Задачи-шутки. Найди
Цель: упражнять в решении загадок, задач и
похожие кораблики. Соедини задач-шуток. Развивать умение сопоставлять,
их вместе»
наблюдательность, внимание
6

«Раскрась так же»
«Путешествие по комнате»
Мониторинг

Цель: закрепить сравнение групп предметов по
количеству
Цель: закрепление понятий вверху, внизу,
слева, справа, над, под и т.д.

Планируемые результаты освоения программы
При успешном освоении программы достигается следующий уровень
сформированности элементарных математических представлений детей:
• Считает (отсчитывает) в пределах 10.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в
пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление
единицы).
• Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет
точность определений путем наложения или приложения.
• Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания,
убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
• Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим
предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур
(количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день,
вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день
недели.
Второй год обучения
Продолжает развиваться
воображение,
однако
часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и
средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30
минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей
отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие
существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате
правильно организованной образовательной работы у детей развивается
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе
группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с
освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы
позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется
позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким
уровнем познавательного и личностного развития.

7

Календарно-тематическое планирование
Дата
занятия
сентябрь

Тема занятия
Мониторинг
Мониторинг
«Где находится предмет?»
«Раздели на группы»

октябрь

«Посчитай и обозначь
цифрой»
«Раздели на группы»

«Засели домики»
«Какой по счету?»

«Какой по счету?»

«Сложи узор»
ноябрь

«Какое число больше?»
«Найди нужный предмет»
«Раздели на части»

«Чего больше?»

декабрь

«Больше или меньше?»

Программное содержание

Цель: развивать умение определять
расположение предмета в пространстве
Цель: развивать умение делить множества на
части, в которых элементы отличаются какимлибо признаком, объединять части в целую
группу, дополнять, удалять из множества
части
Цель: закреплять умение соотносить
количество предметов с соответствующей
цифрой
Цель: развивать умение делить множества на
части, в которых элементы отличаются какимлибо признаком, объединять части в целую
группу, дополнять, удалять из множества
части
Цель: закрепление знаний по образованию
чисел, навыков количественного счета в
пределах 10
Цель: закрепление навыков порядкового счета,
уточнение представлений о взаимном
расположении предметов в ряду: слева,
справа, до, после, между, перед, за, рядом
Цель: закрепление навыков порядкового счета,
уточнение представлений о взаимном
расположении предметов в ряду: слева,
справа, до, после, между, перед, за, рядом
Цель: развитие произвольности (умения
играть по правилам и выполнять инструкции),
наглядно-образного мышления, воображения
Цель: развивать умение сравнивать смежные
числа
Цель: упражнять в подборе предметов по
слову, обозначающему форму
Цель: уточнение приемов деления
предметов на две, четыре и восемь равных
частей; установление отношения целого и
части
Цель: сравнение и измерение длины предметов
(отрезков прямых линий) с помощью условной
меры (бумаги в клетку). Развитие понимания
результата измерения длины от величины меры
Цель: закреплять знания о знаках: -<‖, ->‖,
развивать умение обозначать количество
предметов знаками

8

«Мы исследователи»

январь

февраль

март

апрель

Цель: развивать умение измерять объем
жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры. Развитие понимания
зависимости результата измерения объема от
величины меры
«Назови фигуру и ее свойства. Цель: развитие представлений о
Сложи узор из счетных
геометрических фигурах. Сравнение,
палочек».
зарисовка, видоизменение фигур;
моделирование фигур из частей и палочек
«Магазин»
Цель: продолжать знакомить с монетами
различного достоинства
«Создай картину»
Цель: развитие ориентировки на плоскости
(лист бумаги, доска, страница книги, тетради).
Уточнение понятий: вверху – внизу, слева –
справа, выше – ниже, правее – левее, правый
верхний угол, левый нижний угол, в середине,
во круг и т.д.
«Который час?»
Цель: развивать умение определять время по
часам
«Двигаемся по команде»
Цель: развивать умение изменять направление
движения по заданию педагога.
Упражнять в воспроизведении движений по
названному числу
«Что за чем следует?»
Цель: развивать умение увеличивать и
уменьшать число на один, обозначать цифрой
«Займи свое место»
Цель: развивать умение ориентироваться в
пространстве с помощью плана групповой
комнаты
«Угадай сколько, если в
Цель: продолжать развивать умения
правой руке… то в левой
моделировать отношений между
…»
числами числового ряда
«Назови слова с
Цель: закрепление понятий: широко- узко,
противоположным
далеко – близко, выше-? Меньшезначением»
? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.
«Измерь»
Цель: развивать умение измерять длину отрезка
с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток)
«Сравни»
Цель: упражнять в сравнении смежных чисел,
используя знаки < >
«Сколько нас без одного?»
Цель: продолжать развивать умение составлять
арифметические задачи и понимать смысл того,
к каким количественным изменениям приводит
практические действия с предметами, о
которых говорится в задаче
«Реши задачу»
Цель: закрепление знания структуры задачи
(понятия: условие, вопрос). Придумывание
задач детьми; решение задач используя цифры
и математические знаки
«Найди спрятанную игрушку» Цель: умение ориентироваться в пространстве с
помощью плана групповой комнаты. находить
спрятанную игрушку
«Что за чем следует»
Цель: закреплять знание времен года, месяцев и
дней недели

9

«Составь задачу и запиши»

май

Цель: развивать умение составлять и решать
арифметические задачи в одно действие на
сложение и вычитание. Знакомство со
способами вычислений. Запись задач с
использованием цифр и арифметических
знаков (+, -, =)
«Опыты с кольцом и листом
Цель: познакомить со свойствами
Мебиуса»
геометрических фигур, полученных в
результате их деформации
«Разделите на 2 равные
Цель: развивать умение работать в парах,
группы»
следить за выполнением задания
«Заблудившиеся
цифры» Цель: продолжать развивать умения
(модель логического древа моделировать отношений между числами
(две ветки)
числового ряда при помощи моделей типа
логического древа
«Запиши при помощи цифр»
Цель: развивать умение составлять
числовое выражение при помощи цифр и
знаков
Развлечение «Юные
Цель: закрепление изученного материала
математики»
Мониторинг

Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень
сформированности элементарных математических представлений детей 6-7 лет
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий
признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.
Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его
частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше.
Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа
натурального ряда в пределах 10.
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >). - Различать
величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих
веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и
числом.
Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый
предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб,
цилиндр. Проводить их сравнение.
Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и
конечному результату; составлять из малых форм большие.
Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах
реального мира.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница,
поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление
движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
10

Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с
точностью до 1 часа.
•
Знать
Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен
года.
•
Иметь представление
О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
О временных интервалах: временем суток, года. - Об определении времени по
часам
О количественной характеристике числа.
-

11

Список использованной литературы
Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
•
Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС, 2002
•
Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: ДетствоПРЕСС, 2001.
•
Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
•
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
•
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
•
Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
•
Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
•
Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель, 2003.
•
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
•
Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
•
Новикова В.П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» М.: Мозаика – Синтез, 2006.
•
Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных
математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» М.: Мозаика – Синтез, 2012.
•

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».